В годы Великой Отечественной войны самый северный участок Кировской железной дороги (как тогда называлась Октябрьская дорога) имел, без преувеличения, стратегическое значение. От того, как работали Мурманские железнодорожники, обеспечивая своевременную доставку танков, самолетов, боеприпасов и других грузов военного назначения, получаемых по ленд-лизу от союзников, зависел баланс сил на фронте. Противник понимал всю важность этого участка дороги и всеми силами пытался препятствовать его работе. В годы войны на Мурманский железнодорожный узел авиацией врага было совершено 97 налетов, сброшено 757 фугасных и 42 тысячи зажигательных бомб. На станции Мурманск было разрушено 24 стрелочных перевода. По всей Мурманской области в ходе налетов локомотивы получили 216 повреждений, вагоны - около 1300 повреждений. Тем не менее в условиях непрекращающихся бомбежек железнодорожники смогли совершить настоящий трудовой подвиг и организовать бесперебойную отправку грузов военного назначения.

Когда начались поставки по ленд-лизу, на базе станции Мурманск был организован Мурманский отдел приема танков. В декабре 1942 года, из-за того, что немцы перерезали магистраль Мурманск - Ленинград, он был упразднен, но через некоторое время в связи с улучшением военной обстановки с конца

1943-го - начала 1944-го создан вновь.

Отдел контролировал не только количество поставляемой техники, но и ее качество, исправность и комплектность. Объемы поступающей техники даже с учетом потерь при проводке конвоев были очень внушительными. Так, например, английских танков Mk III «Valentine» модификаций II или IV было получено 3332 штуки, американских легких танков M3A1 «Stuart» - 1232 штуки, американских средних M3 «Lee» - 976 штук.

Большинство этих «инотанков», как их тогда называли, прошло именно через Мурманский узел. А всего за 1200 дней войны в Заполярье мурманские железнодорожники отправили вглубь страны 1,2 миллиона тонн различных грузов - боевую технику, военные материалы, промышленное оборудование и продовольствие.

Танки при транспортировке судами стран­союзников по антигитлеровской коалиции находились как в трюмах, так и прямо на палубе. Так как станция и порт подвергались ожесточенным налетам противника, вопрос скорейшей выгрузки судов стоял очень остро. Для ускорения выгрузки железнодорожники предложили использовать схему перевалки «судно - вагон», при которой груз напрямую с борта корабля перемещался в вагон. Для этого требовалось подвести пути прямо к борту корабля.

Мурманским путейцам была поставлена задача в кратчайшие сроки построить в порту несколько абсолютно новых подъездных путей. Но взять остродефицитные на тот момент рельсы, шпалы и болты было неоткуда. Тогда было принято решение разобрать часть существующих станционных путей. Из этого материала и были построены новые пути.

С началом массированных бомбежек было принято решение выделить на станции Мурманск участки пути, предназначенные для так называемых «фальшвагонов». Составы с ценными грузами на главных путях тщательно укрывали маскировочными сетями и другими подручными средствами. А для того чтобы сбить с толку вражеских летчиков, в отдалении, на специально выделенных второстепенных путях, выстраивали целые «поезда» из негодных, аварийных, а порой просто порожних вагонов, которые и прозвали «фальшвагонами». В результате авиация противника наносила прицельные удары именно по «фальшвагонам», что позволило сохранить вагоны с грузами военного назначения.

В качестве маневровых локомотивов на станциях использовались паровозы серии «О» разных модификаций. А на магистральных участках в годы войны - новейшие на тот момент электровозы «ВЛ-19». Участок Мурманск - Кандалакша был электрифицирован еще до войны, и сам факт длительного использования электровозов в условиях военных действий является уникальным в мировой истории.

В вагонном парке страны в то время чаще всего встречались двухосные грузовые вагоны, но для погрузки танков требовались четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн, выпускавшиеся в ограниченном количестве до войны. На них размещались сразу два танка. Так как они были остродефицитными, порой приходилось некоторое время хранить танки на территории станции в ожидании прибытия порожнего подвижного состава.

К месту временного хранения танки по территории железнодорожной станции Мурманск двигались своим ходом. Специалистам отдела приемки и железнодорожникам для этого пришлось в кратчайшие сроки освоить специальность механика-водителя танка.

Поставлялись союзниками не только танки, но и, например, такая крупная техника, как паровозы. Один из них, американский паровоз серии «Еа», поднятый водолазами Северного флота с затонувшего транспортного судна, сейчас находится в экспозиции музейного комплекса в Сафонове.

Среди машинистов, принимавших американские паровозы, существовала легенда, что американские рабочие обязательно прячут внутри поставляемых паровозов бутылку виски, нужно только ее найти. Но никаких бутылок обычно не находили. А вот кожаные куртки и защитные очки часто были в комплекте. Много всяких дополнительных «сюрпризов» было и в танках. И в английских, и в американских танках штатно размещались пистолеты­пулеметы Томпсон, знакомые нам по гангстерским фильмам 30-х годов. Эти автоматы, кстати, использовались не только экипажами танков, но и частями морской пехоты в Заполярье.

Кроме автоматов в американских танках были и специфические американские танковые шлемы, которые потом можно было увидеть и на наших танкистах. Плюс к этому - несметное количество дополнительного инструмента и приспособлений. Причем все тщательно упаковано, смазано, законсервировано и изолировано - с учетом транспортировки по морю.

Обеспечивая работу железной дороги, люди каждый день рисковали жизнью. Восемьдесят один железнодорожник Мурманского отделения Кировской дороги погиб прямо на своем рабочем месте, выполняя служебные обязанности. Все они известны поименно, и память о них бережно сохраняется современными поколениями железнодорожников.

Во время самого разрушительного за войну налета авиации врага 18 июня 1942 года (18 июня теперь отмечается в Мурманске как День стойкости и мужества мурманчан) железнодорожники, работавшие на станции, видели, как сгорают их дома, но ни один не покинул рабочего места. Например, Василий Фомич Гольцов, заведующий грузовым двором станции Мурманск весь этот день находился на станции и сумел не допустить уничтожения грузов военного значения. Когда он наконец вернулся домой, то обнаружил, что все полностью сгорело. От всего его личного имущества остался целым только один-единственный предмет - обгоревшая стальная ложка.

Вклад Заполярных железнодорожников был высоко оценен Родиной. За образцовое выполнение заданий правительства в период Великой Отечественной войны коллективам станции Мурманск, Кандалакшского локомотивного депо и Мурманской дистанции сигнализации и связи были вручены Красные знамена Государственного Комитета Обороны. Многие герои­железнодорожники удостоились высоких наград.

Во время военных парадов в Мурманске в День Победы вместе с современной техникой в течение нескольких последних лет выходят и исторические образцы, среди которых американские танки, поставлявшиеся по ленд-лизу и поездами отправлявшиеся на фронт, - живое напоминание о вкладе мурманских железнодорожников в Победу.

Больше о героических страницах истории железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны можно узнать здесь: http://9may.rzd.ru/sostavpobedy/.