21 февраля, накануне Дня защитника Отечества, 100 лет исполнилось управлению поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота, или просто североморским спасателям. На плечах этих людей - водолазов, членов экипажей спасательных судов и глубоководных аппаратов - огромный груз ответственности, в физическом эквиваленте сопоставимый с давлением толщи воды на глубинах, где они помогают аварийным субмаринам. Без их участия не проходит ни одно учебно-боевое мероприятие подводников в море.

Когда подлодка выходит за пределы своей базы, ее тут же готовятся спасать - это непреложное правило. Без поисково-спасательного обеспечения в мирное время ни одна российская субмарина даже от пирса не отойдет: слишком дорого, а порой трагично обходятся любые происшествия, с ними связанные.

Флотские спасатели являются для подводников чем-то вроде запасного парашюта для воздушного десантника. Интересно, что работа водолаза и парашютиста финансово оценивается приблизительно одинаково. И те, и другие получают надбавку за риск.

- Только военным спасателям поставлена задача - оказание помощи экипажам аварийных подводных лодок, - говорит начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ капитан I ранга Владимир Горбань. - Их гражданские коллеги для выполнения такой задачи не предназначены.

Для спасения подводников предназначены суда «Михаил Рудницкий» и «Георгий Титов». Они базируются в Североморске и являются носителями автономных глубоководных спасательных аппаратов - самых маленьких подводных лодок, которые предназначены для помощи своим большим боевым собратьям на глубинах до нескольких сотен метров. Рекорд погружения автономного спасателя АС-34, поставленный несколько лет назад в Норвежском море, составил более 1000 метров.

В случае аварии эти малыши должны обнаружить субмарину на глубине, «присосаться» к комингс-площадке, а затем вывезти экипаж, подать аварийный запас воды или воздуха.

С момента гибели атомного подводного крейсера «Курск», ставшего переломным в судьбе отечественного ВМФ, прошло 20 лет и подобных происшествий, слава богу, не случалось. Тем не менее флотские спасатели держат себя в тонусе, постоянно тренируются, чтобы быть готовыми действовать по классическому сценарию развития драматических событий, когда подлодка оказывается на дне моря. Даже перед юбилеем спасательной службы экипажи «Георгия Титова» и находящегося в его трюме АС-34 провели тренировку по спуску аппарата на воду и маневрированию в надводном положении в Североморске в акватории Кольского залива.

Основные маневры по оказанию помощи аварийной субмарине спасатели проводят не реже одного раза в год в Мотовском заливе. Там отрабатывается полный спектр поисково-спасательных действий совместно с авиацией, настоящей подводной лодкой и боевыми кораблями. Работа экипажа АС-34 в таком учении является кульминацией - вишенкой на торте, без которой и сам торт никто есть не станет, ведь главное - спасти жизни подводников.

Деятельность флотских спасателей не ограничивается только поисково-спасательным обеспечением подводных лодок. Они занимаются различными подводно-техническими работами, осмотром подводной части корпусов кораблей, затонувших объектов, проведением судоподъемных операций. На счету водолазов десятки поднятых со дна Баренцева моря военных артефактов: танков, пушек, инженерных машин и даже паровоз. Многие из этих исторических экспонатов находятся в различных музеях, а восстановленные флотскими умельцами американские танки «Ли» и «Шерман» можно увидеть на парадах в День Победы на улицах Мурманска.

До недавнего времени, когда советские космические корабли успешно бороздили пространство Вселенной в районе нескольких сотен километров от Земли-матушки, спасатели Северного флота были готовы оказать помощь космонавтам, приводнившимся в студеные воды арктических морей. Даже тренировки проводили на специальном буксируемом макете космического аппарата. Теперь он стоит на территории управления поисковых и аварийно-спасательных работ в Североморске как памятный знак в честь солидного юбилея этой структуры. Венчает его медный водолазный шлем, который изображен на флаге всех спасательных судов ВМФ России, остается неизменным уже больше века и может применяться по своему основному назначению.