Эти художники не пишут с натуры. Вместо холста они используют металл - медь или сталь. Да, они применяют краски, но предугадать, что получится по завершении работы, весьма сложно, ведь соавтором этих творческих людей выступает огонь. Вы спросите, кто же они? Ответ - эмальеры.

Согласитесь, не самое привычное для нас слово. Да и сама по себе техника горячей эмали не очень распространена в России. Однако мастера есть. Одна из них - член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный работник культуры России Маргарита Хабарова. Она привезла в Мурманск экспозицию «Опыты в эмали», с которой можно познакомиться в выставочном зале областного художественного музея.

- Я назвала ее «Опыты...», поскольку эмалисты работают вполуслепую: надо знать, как поведет себя краска после обжига, - рассказала Маргарита Валериановна. - Это очень захватывает. Иногда, увидев результат, от неожиданности радуешься, а порой огорчаешься. Работа с горячей эмалью - трудоемкий, даже в чем-то схожий с ювелирным, процесс, требуется много инструментов, печь. Бывает, приходится делать семь-восемь обжигов, чтобы добиться фактурных моментов, объемности. Мастер не имеет возможности вмешиваться в процесс, а может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения.

Маргарита Хабарова увлеклась эмалью в 1990-х годах. Можно сказать, заразилась этим от знакомых художников, ведь она много лет работала с молодыми авторами-эмальерами. За годы интерес не угас.

- Техника горячей эмали никогда не была в России ведущим искусством, - продолжила искусствовед. - Существовали отдельные школы, заводы. Например, в XVIII веке около 30 лет работала фабрика Попова в Великом Устюге, также известны многим усольские эмали, ростовская финифть. Во времена перестройки у художников было мало заказов, многие фундаменталисты обратились к эмали, ведь это рукастые творцы, им хорошо знакома работа с любым материалом. В то же время в Венгрии стали проходить международные семинары по работе с эмалью. Туда поехали Коля Вдовкин, Миша Селищев, Гриша Дервиз. Для них это стало поиском себя. Эмаль в нашей стране тогда только вновь начинала развиваться, работали транспарентными красками и опаковыми красителями. Палитра была небольшая, в Венгрии, Германии и Италии выбор цветов был гораздо больше.

Вокруг названных Маргаритой Валериановной художников позже в Ростове и Ярославле сформировались небольшие группы, которые и стали развивать технику эмали у нас в стране. Потом она и сама не на шутку увлеклась этим сложным и непредсказуемым процессом.

Мурманчане могут увидеть 68 работ автора. Их тематика весьма разнообразна: в музее представлены пейзажи, натюрморты, памятники архитектуры городов Европы. Такое обилие сюжетов объясняется работой Маргариты Хабаровой. В течение 20 лет она курировала Дальневосточное отделение Союза художников, часто летала туда, и виды с высоты, чувство пространства, оставшееся у автора до сих пор, нашли отражение в цикле картин.

Разглядывая эмали, нельзя не заметить и увлеченность искусствоведа итальянскими городами - в течение нескольких лет Маргарита Валериановна работала гидом в этой европейской стране. А одна из последних серий посвящена музыке Иоганна Себастьяна Баха. В нее входят не только виды соборов, но и органы разных эпох - Возрождения, классицизма, модерна.

- Мы давно знакомы с Маргаритой Валериановной. Но я знала ее как куратора, искусствоведа, и вдруг она предложила показать в нашем музее свои эмали, - сказала на торжественном открытии выставки директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Конечно, мы с радостью согласились. Таких выставок у нас еще не было. Благодаря работам автора мы можем совершить путешествие по разным уголкам России и мира.

- Для меня самой это непривычно, ведь я оказалась в шкуре художника, - с улыбкой сказала Маргарита Хабарова. - Это моя вторая персональная выставка, первая прошла в Санкт-Петербурге в 2015 году.

Северяне, пришедшие в музей на открытие экспозиции, с восторгом оценили работы искусствоведа: все внимательно разглядывали картины, стараясь понять технику, и без устали говорили слова восхищения автору.

Екатерина АНДРЕЕВА