Мы уже рассказывали о первых книгах цикла «Севрыба» серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР», посвященных труженикам славных мурманских флотов - Мурмансельди-Мурманрыбпрома, Севрыбхолодфлота, тем, кто организовывал промышленный лов рыбы на Севере России. Их автором-составителем стал Виктор Георги, который в 1990 годы возглавлял еженедельник «Рыбный Мурман». И вот на очереди трехтомник к столетию МТФ. Наш корреспондент задал несколько вопросов автору.

Задача: показать человека

- Виктор Сергеевич, за вековую историю тралфлота об этом предприятии и тралфлотовцах написано немало книг и статей. Неужели еще можно найти какие-то неизвестные сведения и факты?

- Конечно, в своей работе я, как автор-составитель, в первую очередь опирался на сведения из уже изданных книг и статей. Моими настольными книгами были сборник документов и материалов в двух томах «Развитие рыбной промышленности Мурманской области», книга Алексея Киселева и Александра Краснобаева «История Мурманского тралового флота. 1920-1970 годы», воспоминания Ефима Вайнбира «Всего одна жизнь», а также исследования Михаила Каргина «Океанская вахта». И все же основным фундаментом стали материалы из мурманских газет. Я благодарен сотрудникам электронной библиотеки «Кольский Север», которые после моего обращения к ним провели гигантскую работу и выложили в открытый доступ «Полярную правду» за 1920-1930 годы. Всегда под рукой подшивки газеты «Рыбный Мурман» за полувековой период, с 1953 по 2000 год, они заняли одну из стен моего рабочего кабинета. У другой стены разместились шкафы с пленочным фотоархивом нашей газеты. Именно оттуда многие иллюстрации, часть из которых будет опубликована впервые.

- То есть мурманский читатель получит трехтомное издание с многочисленными отрывками из документов и цифрами выполнения и перевыполнения планов и соцобязательств? Но не станет ли это некой компиляцией, простым изложением сведений из уже изданных книг?

- Очень надеюсь, что нет. Рассказ будет не о цифрах и плановых показателях, а в первую очередь о людях, которые эти планы выполняли и перевыполняли назло обстоятельствам и маловерам. И здесь очень сложно в едином тексте совместить и документальность факта, и эмоциональность воспоминаний…

Меня подчас спрашивают, насколько фактологичны книги серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР». На этот вопрос нелегко ответить. Конечно, если удается поднять личное дело того или иного капитана, то за изложенные на книжных страницах факты автор-составитель отвечает полностью. Но ведь человек - это не перечень биографических данных, и наши книги не расширенные эпитафии об ушедших из жизни ветеранах и тем более не материал для будущих. Задача намного сложнее: рассказать не только о трудовых достижениях отдельного человека, но и насколько можно полно раскрыть его внутренний мир, показать его жизненные ценности. В общем, дать и портрет героя книги, чтобы читатель увидел его живым - с его устремлениями, сомнениями, проблемами. Конечно, это сверхзадача, но я, как автор-составитель, ставлю ее перед собой.

И главное. Моя многолетняя работа в рыбацкой газете позволила создать сайт «История рыбной отрасли Севера» (http://rmpoisk.ru/), на котором выложены десятки тысяч фамилий тружеников рыбного Мурмана. Среди них немало тралфлотовцев, ветеранов. Посетители сайта могут не только найти на нем фамилии близких и знакомых людей, но и пополнить семейные архивы статьями и фото. На протяжении почти двух десятков последних лет, отсылая своим корреспондентам заказанные ими газетные статьи и снимки из редакционного фотоархива, я узнал много нового от современников и потомков многих знатных рыбаков Севера, о тех, кем сегодня по праву гордится Мурманский траловый флот. Эти сведения и фото из семейных архивов пополнили трехтомник. Так, в главе «Герои флота» рассказ о Герое Социалистического Труда тралмейстере Василии Тихоновиче Козлове подкреплен снимками из семейного архива, которые передала мне дочь Василия Тихоновича - губернатор Марина Васильевна Ковтун.

Факты принесла Сеть

- Можно сказать, что помогает и Интернет?

- Конечно! Всемирная компьютерная сеть сегодня становится настоящим действенным помощником для поиска сведений о том или ином человеке. Я говорю о расширенном поиске - не цитат из книг или справочников и энциклопедий, а поиске воспоминаний родственников о своих знатных членах семьи. Раньше только на поиск адресов и переписку уходили годы, теперь эта работа значительно упростилась. Хотя информация, полученная из Интернета или от потомков, требует определенной проверки. Примером тому могут служить биографии некоторых названных в нашем трехтомнике капитанов, которые в свое время несколько приукрасили свои достижения. Только благодаря бдительности Совета ветеранов МТФ и его председателя Геннадия Робертовича Лидера удалось, как мне кажется, избежать ошибок.

- Когда выйдет книга?

- Решено издавать нашу трилогию последовательно, том за томом. Так что первая книга, надеюсь, выйдет уже в конце текущего года. Она охватывает период от начала ХХ века, времени зарождения тралового дела на Севере России, до 1955 года, когда в Мурманск пришел первый большой морозильный траулер с принципиально новой, революционной для рыболовных судов кормовой схемой траления. То есть от первых РТ до БМРТ - так можно обозначить этот период.

В рассказе о деятельности и людях Севгосрыбтреста в 1920 годы мною использованы сведения одного из спецов-управленцев этого треста Владимира Чернавина, изложенные им в книге воспоминаний «Записки вредителя». Насколько я знаю, эти сведения используются в изданиях о траловой флотилии Севера впервые. Тема сталинских репрессий в рыбной отрасли подкреплена и статьей редактора газеты «Рыбный Мурман» в 1980 годы Станислава Дащинского.

В главе «Война» большой блок материалов посвящен тралфлотовским кораблям, погибшим в годы Великой Отечественной. Впервые в краеведческой литературе области на картах северных морей указаны места гибели этих судов.

В повествовании о разработках по созданию первых судов кормового траления в нашем первом томе использована информация из рассекреченных в ХХI веке иностранными источниками материалов о создании первого советского БМРТ.

Вспомнить имена первопроходцев

- Рождение новой книги - большой труд, тем более если речь о трехтомнике. А кто помог ее появлению на свет?

- Хочу назвать несколько очень важных имен. Прежде всего это Алексей Алексеевич Киселев, который первым правдиво и доходчиво рассказал массовому читателю об истории МТФ. Перефразируя слова классика, скажу: «Все мы вышли из «Тралфлота» Киселева». Почетный гражданин Мурманска, профессор Киселев дал положительную оценку первой книге цикла «Севрыба» серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР», которая стала для меня пробным камнем.

В 2017 году Алексей Алексеевич написал и отправил властям города и руководителям рыбопромышленных предприятий Мурманска письмо. Вот его текст с небольшими купюрами:

«Открытое письмо рыбопромышленникам Мурмана XXI века

Уважаемые господа, все те, кому дорога память о тысячах тружеников тралового флота, которые в прошлом, XX веке добыли славу нашему родному Мурманску.

В начале 70-х мы с Александром Краснобаевым создали книгу «История Мурманского тралового флота», в которой рассказали северянам о создании и становлении флота, его первых тральщиках и первых капитанах, стахановском движении и героической работе флота в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. То было время уже легендарных заполярных капитанов… Потом в один ряд с Героями встали их ученики, не менее умелые судоводители. Их именами были названы современные океанские траулеры. На их примерах должно воспитывать молодежь, надо писать о славной истории рыбного Мурмана.

В нынешнем XXI веке стали издаваться книги серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР»… Автор-составитель этих книг - бывший редактор газеты «Рыбный Мурман» В. С. Георги, а я стал рецензентом его первой книги - «Тралфлот»… Настало время сделать главную книгу этой серии, рассказать о капитанах-тралфлотовцах XX века, тем более что уже совсем скоро, в 2020 году, наш старейший флот отметит свое столетие. Достойное содержание требует и достойного оформления, то есть средств для издания. Очень надеюсь, что это не станет проблемой для наших сегодняшних рыбопромышленников. Тем более что сроки подготовки рукописи очень сжатые... Нам, мурманчанам, надо помнить имена первопроходцев, славных рыбаков-капитанов нашего города...»

К этому Открытому письму Алексея Алексеевича могу добавить только одно: на сегодняшний день нашелся основной спонсор нашего трехтомника - директор и акционер группы «Норебо» Виталий Петрович Орлов. Именно в этот крупнейший рыбопромышленный холдинг сегодня входит Мурманский траловый флот и его бренд «МТФ», а гендиректор ПАО «МТФ» Денис Алексеевич Старков делает все для последовательного финансирования создания и печати книг.

- Я знаю, у первой книги будет эпиграф?

- У каждой из трех книг - свой. Первый том будут предварять строки из стихотворения юнги (матроса-уборщика) РТ-20 в 1952-1953 годы, ставшего большим русским поэтом, Николая Рубцова:

- Я весь в мазуте,

весь в тавоте,

Зато работаю в тралфлоте!