Танцы на 50-метровой высоте, ледяной зал суда и алко-джаз на десерт... Традиционный фестиваль «Баренц-спектакль» в норвежском Киркенесе ежегодно удивляет своих гостей, приезжающих со всего мира. И на пять дней будто бы каждый квадратный метр на улицах и в помещениях этого городка становится фестивальной площадкой.
«Баренц-спектакль» часто называют культурно-политическим коктейлем. Но от этого микса сознание не затуманивается, а наоборот, мысли становятся только яснее. Организаторы фестиваля поднимают актуальные темы, открывают глаза обывателям на важные проблемы. И большинство из них раскрываются через искусство, представление.
Был период, когда «Cпектакль» старался уйти от яркого формата, потому что за броской оболочкой люди не видели важного содержания. Со временем нашлась наиболее подходящая форма, где почти каждый пункт в программе - не всегда шоу, но всегда событие, посвященное серьезной теме.


Как отметила арт-директор фестиваля Любовь Кузовникова, в этом году задумка заключалась в том, чтобы организаторы и участники обсуждали будущее Баренц-региона, развитие экономики и индустрии. Делать это с художественной точки зрения, через искусство более понятно простому зрителю. Оно вызывает больше эмоций и тем самым привлекает широкий круг публики, а не только специалистов и профессионалов, работающих непосредственно в той или иной отрасли.
На церемонии открытия, состоявшейся в порту, зрителям пришлось, подняв головы, долго наблюдать за происходящим на высоте нескольких десятков метров над землей. Ведь именно там американские танцоры «BANDALOOP» продемонстрировали свое хореографическое мастерство. Их площадкой для выступления оказался огромный кран, который по иронии судьбы никогда не использовался по назначению. После приобретения этого крана-гиганта в 90-х в городе начали закрываться горнодобывающие предприятия.
Так и осталась эта махина лишь архитектурной особенностью, в которой местные ничего особенного давно не видят. Зато танцоры признались, что своим выступлением хотели бы пробудить заброшенные пространства, забытые объекты. Показать их с той стороны, с которой люди еще не видели. И в этом смысле эдакая смесь танца с промышленным альпинизмом действительно заставила всех посмотреть на кран другими глазами.
По традиции гости фестиваля обязательно ездят на экскурсию в снежный отель на окраине Киркенеса. Его основное отличие от нашей Снежной деревни в Кировске в том, что там можно не только гулять весь день, но и остаться на ночь. Правда, в этом году главным сооружением изо льда стал не отель, а ледяной зал заседаний суда в самом центре города. И на протяжении трех дней там шло судебное разбирательство.
Конструкция зала напоминала замок Снежной королевы. Но вот всем, кто в нем находился, нужно было не сложить из осколков слово «вечность», а разобраться в вопросе добычи нефти и сохранения природы, сделать выбор между экологией и экономикой.
Суть проблемы в том, что норвежский парламент одобрил предложение правительства открыть для нефтедобычи юго-восток Баренцева моря. Но с этим не согласились природоохранные организации «Greenpeace-Норвегия» и «Природа и молодежь», увидев в разрешении нефтегазовой разведки и бурения нарушение статьи конституции. В ней говорится, что каждый имеет право на благоприятную для здоровья окружающую среду, продуктивность и разнообразие которой подлежит защите, что природные ресурсы должны использоваться, исходя из долгосрочных соображений, соблюдающих права будущих поколений.
Главное - иск не придуман специально, он абсолютно реальный, дело уже передано в окружной суд Осло, а само слушание должно состояться летом. Но в рамках фестиваля в прохладной обстановке среди 190 тонн льда чуть раньше было решено провести суд народный.


Хоть он проходил в ходе «Спектакля», в комедию или фарс не превратился. Организаторы отнеслись к нему со всей серьезностью.
На заседаниях выступали свидетели обвинения и защиты: мэр Киркенеса Рюне Рафаэльсон, министр нефтяной промышленности и энергетики Терье Сёвикнес, экологи, климатологи, промышленники и просто активисты. Персональные приглашения получили нынешний премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг и ее предшественник, ныне генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, при котором это решение было принято. Но они данное событие решили проигнорировать. Поэтому на суде их роль исполняли картонные копии чиновников.
«Зеленые» говорили о больших выбросах углеводородов в процессе добычи нефти, о том, что все это ведет к перепадам погоды, к изменению климата, которое невозможно спрогнозировать. Приводили множество примеров, когда климатические аномалии уже сейчас становились причиной массовой гибели животных и растений. И неясно, что будет дальше.
Свидетели защиты отвечали, что небезызвестный «Статойл» в этом году завершает ряд крупных проектов, и, если не начнется добыча нефти в названном районе, сотни людей останутся без работы. К тому же норвежцы применяют современные технологии, которые позволяют свести весь вред к минимуму. К тому же они собирают углеводороды для дальнейшего применения. И гораздо удобнее собирать их там, где идет выброс. А эту технологию норвежцы освоили. И еще они попросили не забывать, что именно благодаря нефти в стране сейчас высокий уровень жизни.
Аргументы обеих сторон были убедительными, а вердикт вынесли зрители. В итоге победа досталась защитникам природы. А вот поможет ли она быть настолько же убедительными в реальном суде, станет понятно через несколько месяцев.


Словесные баталии, выставки и перформансы шли с утра до вечера. Но и ночью «Спектакль» не прекращался. В темное время суток зажигали артисты. Двойные выступления российских и норвежских исполнителей - тоже фишка фестиваля.
Одним из самых безбашенных концертов порадовали «The Megaphonic Thrift» из Бергена и питерские исполнители алко-джаза «Billy's Band». И наверное, после напряженных споров о будущем региона, о вопросах экологии, о так называемом индустриальном бумеранге это было именно то, что нужно: хоть ненадолго забыть о проблемах и отдохнуть.