В минувшие выходные Мурманский филармонический оркестр открыл свой новый творческий сезон. Прошло несколько дней, а воспоминания о концерте нет-нет да и нахлынут теплой волной, пронесутся в памяти то чудесная мелодия, то острые, будоражащие ритмы гитары… Что и говорить, оркестр взял высокую эмоциональную планку.

Дирижер Роберто Лаборда - обаятельный, улыбчивый музыкант, впервые прилетевший на Крайний Север из жаркой Испании, оказался разносторонне одаренным человеком. Он не только дирижирует оркестрами по всему миру (в настоящее время возглавляет Barcelona Metropolitan Orchestra), но и солирует на фортепиано (имеет диплом пианиста) и сочиняет музыку. Все свои таланты он с большим успехом и продемонстрировал мурманской публике. Такая одаренность не удивительна, ведь Роберто родился в семье профессиональных музыкантов, а его прабабушка аккомпанировала самому Сарасате!

Программа концерта, а также солист - выдающийся мастер, лауреат 37 международных конкурсов, в том числе самых престижных среди гитаристов, Артем Дервоед - привлекли на этот раз в филармонию не только поклонников классики.

В первом отделении оркестр исполнил «Аллегро до мажор» Гаэтано Доницетти и сюиту «Ангел» для гитары и струнного оркестра Астора Пьяццоллы - необычайно популярного сейчас аргентинского музыканта и композитора, великого Астора, родоначальника стиля танго нуэво. Исполнение сюиты в транскрипции Дмитрия Бородаева, посвященной Артему, было премьерным. Потрясающая музыка и виртуозное исполнение не могли не вызвать у слушателей бури эмоций, прозвучали крики «браво». Так же, как и после двух этюдов бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса, которые гитарист сыграл соло.

После антракта публика увидела на сцене необычную картину: шикарный филармонический рояль «Стейнвей» был развернут к залу клавиатурой. Поэтому первым сочинением - «Бразильской бахианой № 9» - Роберто Лаборда дирижировал не за пультом, а буквально стоя за инструментом. Все разъяснилось, когда дирижер сел за рояль, а оркестр заиграл его композицию «Senzala № 2» для фортепиано и оркестра (Пражский и Рижский романсы). На мой взгляд, это было сродни маленькому волшебству. Вроде бы незатейливая мелодия была наполнена таким светом и любовью, такой радостью, что запомнится надолго. И не только мне. А сыгранное на бис «Фанданго» Боккерини с вернувшимся на сцену Артемом Дервоедом и со звуками кастаньет окончательно взорвало зал.

Роберто Лаборда.

Возможно, под влиянием эмоций Роберто после концерта сказал, что ему настолько понравились наш оркестр, здание филармонии и сам город, что он готов остаться здесь навсегда. Наши музыканты также с теплотой отзываются о европейской, без давления, манере дирижера, сумевшего найти с ними, как он сам выразился, «верный звук».

Увидим ли мы еще испанского дирижера?

- В будущем возможно, но план работы оркестра практически сверстан на ближайшие три года, - говорит заместитель директора филармонии Елена Завалиенко. - У нашего оркестра нет главного дирижера, он работает только с приглашенными музыкантами. Некоторые из них - например, москвичи Игорь Манашеров, Андрей Рейн, Дмитрий Поляков - уже стали нашими добрыми друзьями и выступают практически каждый сезон. Кстати, следующий, октябрьский концерт оркестра пройдет как раз под руководством Игоря Манашерова. А солистами будут наши мурманские музыканты - пианисты Мария и Петр Макаровы. Из новых имен в концертной программе сезона помимо Роберта Лаборда дирижер Чия Амос из Сингапура. Спустя несколько лет нас ждет новая встреча с Аланом Куком из Австралии… А помогает филармонии в выборе музыкантов все годы существования оркестра, которому в следующем году исполнится уже 20 лет, генеральный директор Санкт-Петербургской академии музыки «Петр Великий» Елена Костюченко. Кстати, именно она предложила нам когда-то молодого, только начинавшего свой творческий путь Дамиана Йорио, ставшего первым главным дирижером нашего оркестра и настоящим любимцем северян.

- Можно ли ожидать его приезда на юбилей коллектива?

- Это было бы замечательно. В последний раз Дамиан выступал в Мурманске в 2014 году, дирижировал гала-концертом солистов Норвежской оперы. Но, к сожалению, мы пока не пришли с ним к соглашению: он хочет привезти своих солистов, а это выливается в неподъемную для филармонии сумму. Я бы сказала так: вопрос пока остается открытым.

- Многие, уверена, обратили внимание, что место первой скрипки было занято на прошедшем концерте другим музыкантом - Евгением Поповым…

- Да, Дмитрий Гилев был концертмейстером оркестра с первых дней его существования и очень много сделал для его развития. Но такова жизнь. Как говорится, дорогу молодым! В коллективе произошли и другие изменения, появились новые молодые музыканты - выпускники Мурманского колледжа искусств альтистка Анастасия Лапухина и скрипач Артур Клочков. Согласилась выступать с оркестром и виолончелистка из Снежногорска Татьяна Иванова, для работы по совместительству мы готовы принимать и других музыкантов.

- По-прежнему ли востребован абонемент на выступления оркестра?

- В этом году мы продали их даже больше обычного. Практически четверть зала на каждом концерте - это слушатели по абонементам. Посудите сами: цены на билеты будут дорожать, а для их владельцев - нет. А в случае пропуска концерта всегда можно прийти по договоренности с администрацией на другое выступление. Вообще, о наших планах можно говорить очень много, слушателей ждет немало сюрпризов и ярких открытий. Если вы еще не были в филармонии, стоит сделать только первый шаг…