Печок, торка, шамшура, кабперь... Для кого-то это просто набор букв. И очень жаль, ведь речь идет об одежде коренного народа Кольского Севера, а историю своего края надо знать, в том числе и культуру, традиции, обычаи. Для этого можно изучать книги, ходить на лекции, хотя есть вариант и поинтереснее - посетить областной художественный музей, где открылась выставка «Одежда кольских саамов». Здесь представлены костюмы и эскизы, созданные заслуженным художником России Раисой Чебатуриной.

- Раиса Сергеевна окончила Московское художественное училище имени М. Калинина, работала главным художником Марийского музыкального и драматического театра имени М. Шкетана, - рассказала старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела музея Ольга Кузьминых. - В 1981 году в Мурманске Раиса Чебатурина познакомилась с главным режиссером театра Северного флота Исаем Шойхетом, он пригласил ее работать во флотском театре. Величественная и неприступная природа Заполярья покорила Раису Сергеевну. Бросив все, она приехала на Север, и вот уже более тридцати лет жизни и творчества отданы Кольскому краю.

Заслуженный художник России десятки лет посвятила изучению народных костюмов. Ею собрано огромное количество материалов на тему обрядовых костюмов марийцев и кольских саамов. Для подготовки эскизов проделана огромная работа - Раиса Сергеевна рисовала с натуры, изучала манеру ношения одежды, знакомилась с музейными коллекциями, этнографической литературой и публикациями различного характера.

Некоторые думают, что народная одежда неактуальна. Такое мнение ошибочно, ведь костюмы продолжают жить в театре, фольклорных коллективах, во время праздников. Раиса Чебатурина отлично это понимает и даже создала графический альбом «Одежда кольских саамов», в котором пишет: «Для художника народная одежда - неисчерпаемый источник творчества, который нельзя бездумно копировать».

Одежда рыболова из западной части Кольского полуострова. Конец XIX века.

В своем историческом развитии саамы нашего края создали оригинальную культуру, частью которой является национальный костюм. Основная одежда как мужчин, так и женщин - печок - зимнее глухое одеяние из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с низким стоячим воротничком. Мужской вариант короче и почти лишен украшений, подпоясывается кожаным поясом тасма, к которому подвешивается нож в кожаных ножнах. Женский печок длиннее и наряднее, ворот стягивается длинным плетеным из шерсти шнурком с кистями и бусами на конце, грудь и спина украшаются треугольниками из цветного сукна, рукава завершаются обшлагами из красного сукна с нашитыми на них полосками сукна другого яркого цвета, треугольниками и бисерным шитьем.

Другой вид одежды - юла - длинная рубаха в форме трапеции с невысоким стоячим воротником и небольшим разрезом в виде планки с пуговицами. Воротник, планка, обшлаг и подол обшивали красным сукном, украшали цветными треугольниками, бисером. Зимой юпу надевали под печок, а летом она служила верхней одеждой.

В теплое время года саамские женщины носили сарафаны из однотонной ткани, иногда пришивали на них ленты, поверх надевали кофту с длинными рукавами, на которой оборки, кружево, тесьма. Такой наряд мог быть с передником или без него, и эта одежда считалась праздничной.

О головных уборах следует сказать особо. К примеру, кабперь, предназначенный для мужчин, встречается только у кольских саамов. Его шьют из сукна с высоким околышем и квадратным донышком, богато отделывают цветной тканью, перламутровыми пуговицами, бисерной вышивкой и пушистым мехом. В летнее время мужчины носили вязанные из овечьей шерсти колпаки, однотонные или полосатые.

Женский зимний головной убор тоже из сукна, с высоким околышем, но с круглым донышком, с ушками из красного сукна. Все расшито бисером, украшено перламутровыми пуговицами, кисточками из цветного сукна в виде треугольников, крупными и мелкими бусинами. Шапка оторочена пушистым мехом.

Летом замужние женщины носили шамшуру - головной убор оригинальной формы из красного сукна или кумача с выступающим жестким берестяным козырьком и мягким подзатыльником, закрывающим шею. Он также декорировался различными способами.

Со второй половины XVIII века и по настоящее время саамы украшают свою одежду и предметы бисером. Изделия мастериц удивляют искусной технологией исполнения. Особенно красива вышивка цветным непрозрачным бисером: сочетание цвета и фактуры, блеск и переливы бусинок, контраст их с мягкой поверхностью цветного сукна выглядят нарядно.

Орнаментальные мотивы связаны с мифологией кольских саамов, с их древним мировоззрением. Рукодельницы расшивали не только одежду, головные уборы, сумки, пояса, обувь, но и игольницы, детские колыбели и даже праздничную оленью упряжь. При этом найти повторяющийся узор весьма трудно. Каждый из них - индивидуальный почерк мастерицы.

Как видим, при изучении народного костюма как произведения искусства перед нами открывается целый мир, который становится образной летописью жизни народа. Если вы хотите прикоснуться к истории коренных жителей нашего края - приходите на выставку в главное здание музея на улице Коминтерна. Экспозиция работает до 11 февраля.