В центре Мурманска раскинулась удивительная поляна, собравшая самые разные цветы. Такой летний и красивый подарок северянам преподнес московский коллекционер Владимир Беликов. Он не первый раз выставляет в нашем областном художественном музее часть своего собрания графики. На сей раз в Кольское Заполярье приехала экспозиция, названием которой стала строка Ахматовой - «Предвечных роз простая красота».

- Для меня нонсенс собирать картины и не выставлять их. Это смешно. Поэтому я стараюсь показывать свою коллекцию. Первая выставка состоялась в 1988 году, с тех пор провел уже около четырехсот. Не только в России, но и за рубежом, более чем в 50 странах, - сказал Владимир Беликов. - Я люблю гравюры и хочу, чтобы все их полюбили. Искренне и от всей души кланяюсь сотрудникам музеев, которые принимают мои экспозиции. Я посредник между картинами и зрителями.

 «Миндаль», Александр Максимов. 1974 г.

Владимир Гурьевич известен не только как профессор, доктор технических наук, академик Академии проблем качества (Россия), академик, член президиума IAP (США), но и обладатель богатейшего собрания графики. С мурманским музеем у коллекционера сразу сложились теплые, дружеские отношения, результатом стали несколько выставок.

- Первым предложением от Владимира Гурьевича было получить из его коллекции иллюстрации к произведениям Шекспира. Это было неожиданно, - сказала директор музея Ольга Евтюкова. - И это действительно оказалось началом большой дружбы коллекционера и музея. Поэтому у нас очень большие планы и на следующий год. День театра, юбилей Николая Гоголя - экспозиции на эти темы из коллекции Владимира Беликова будут представлены на наших площадках.

 «Розы», Юрий Лаврухин. 1993 г.

Но это прошлое и будущее, а сегодня северяне знакомятся с цветами, воплощенными в графике. Этот объект является довольно традиционным в искусстве: представителей флоры можно увидеть на живописных полотнах, в графических произведениях...

- Графика более демократичная, тиражная, - считает коллекционер. - На многих работах художников чувствуется присутствие человека: об этом говорят вазы, приоткрытое окно, скатерть на столе. Если же смотреть глубже, в произведениях, на которых изображены цветы, кроется сакральный смысл: ваза олицетворяет Христа, а каждый цветок имеет свои значения. К примеру, нередко можно встретить изображение мадонны с младенцем и рядом - лилия или другое растение. Причем это характерно не только для Европы, но и для Востока. Мы уже отошли от этого, перестали читать этот язык, а в средние века ему уделялось большое внимание.

 «Флоксы», Валентина Алимова. 1960-е г.

В Мурманск Владимир Беликов привез около 60 произведений. Многие из них - подарки авторов, наших современников. Имя коллекционера известно в творческой среде, поэтому многие художники пополняют его собрание, поскольку знают, что их произведения не окажутся заперты в одном помещении, а будут постоянно встречаться со зрителями - в составе экспозиций поедут по разным уголкам страны и за ее пределы.

- По мнению искусствоведов, графика как жанр возникла в XV веке. Художники работают в разных техниках, - рассказал Владимир Беликов. - Очень интересны гравюры. Это искусство пошло из Германии, ему лет 500. Оно характерно тем, что развивалось в разных техниках: линогравюра, литография, ксилография, офорт, монотипия. Ксилография, например, древнейшая техника гравирования по дереву.

 «Цветы», неизвестный автор. Китай, середина ХХ века.

Один из величайших мастеров Ренессанса Альбрехт Дюрер занимался ксилографией и офортом. Это глубокая печать. Литография относится к плоской печати. Гравюра очень разнообразна, существует масса смешанных техник: резец, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, мягкий лак...

- Ее возможности неисчерпаемы. Хотя, к сожалению, сейчас мало кто ею занимается. Причины вполне прозаичны: для создания гравюр требуется станок, специальный камень - известняк, который добывается на Северном Кавказе и в Италии. Офортный станок попроще, - поведал Владимир Гурьевич. - На выставке в Мурманске представлены гравюры многих авторов, в том числе и известных. Вот, например, темпера Алексея Кравченко, который жил век назад. Выдающийся, гениальный художник. Здесь много работ авторов, которые уже ушли из жизни. Их особенно важно показывать: художник ушел, а его работы живут. И придут люди, посмотрят на цветы, вспомнят какие-то моменты из своей жизни...

 «Цветы», Александр Ведерников. 1960 г.

Розы, сирень, хризантемы - эти и другие представители флоры разместились в выставочном зале. Одни написаны схематично, другие - очень детально. Впрочем, графика и характерна тем, что ее нельзя смотреть бегло, необходимо внимательно вглядываться в каждый штрих.

Экспозиция «Предвечных роз простая красота» работает в отделе Культурно-выставочного центра Русского музея, что на улице Софьи Перовской.