А вы заметили, что в последнее время возвращается интерес к плакату? В социальных сетях тут и там можно увидеть изображения, стилизованные под произведения середины ХХ века, например, «Скорей бы понедельник, и снова на работу». Да и в изобразительном искусстве существует своя мода. Актуальны то портрет, то пейзаж, то батальные картины, то реализм, то рококо. А мода, как известно, циклична. Может быть, сейчас мы переживаем возвращение интереса к плакату? Почему бы и нет? Ведь в наше время становится все актуальнее социальная тема, а одним из наиболее подходящих жанров для ее воплощения и является плакат.

В Кольском Заполярье на протяжении уже 14 лет проходит выставка «Плакат молодых художников». Ее инициаторами и организаторами являются областные комитет по культуре и искусству, художественный музей и отделение Союза художников России.

- Авторы работ - преподаватели и учащиеся детской художественной школы Мурманска, студенты МАГУ и технологического колледжа сервиса, - рассказала заведующая отделом развития областного художественного музея Екатерина Мержва. - Основной целью выставки является стимулирование социальной активности творческой молодежи в сфере пропаганды позитивного и здорового образа жизни, формирование ответственной гражданской позиции, создание условий для творческой самореализации и профессионального роста молодых авторов.

Периодически организаторы определяют тему ожидаемых на выставке произведений. Например, в прошлом году лейтмотивом стало сохранение культурного и исторического наследия, в 2016-м - 100-летие Мурманска, а также социальные и экологические вопросы, еще раньше - агитация за жизнь без наркотиков, алкоголя, никотина.

В нынешнем году организаторы не обозначили главную тему работ, молодые художники фантазировали без определенного задания. Тем интереснее знакомиться с плакатами, ведь они позволяют увидеть то, что их волнует.

Так, Анастасия Мещерякова представила на выставку работу «Равенство». Казалось бы, ушедший на задний план вопрос о равенстве мужчин и женщин по-прежнему волнует многих. Художница изобразила весы, на одной чаше которых стоит представитель сильного пола, на другой - прекрасной половины человечества. Но ее чашу утяжеляют три «гири»: книги, образование и свет. Эту тему поддерживает другой плакат - «Будь сильной». Перед нами три девушки, на задней стороне футболок которых написано «Я сильная».

А вот учащиеся первого класса детской художественной школы создали свою, мурманскую, азбуку. По их версии, буква «С» - это селедка, «Ш» - шапка, «К» - кот Семен, «Л» - ледокол «Ленин», «П» - полярное сияние, а «Б» - белый медведь. Такая расшифровка нам ближе, не правда ли?

Можно увидеть на выставке и воспитательно-агитационные плакаты. Например, «Чистите зубы 2 раза в день», «Убирайте за своими собаками», «Мой руки перед едой».

Произведения мурманских авторов разнообразны, но все они отвечают требованиям к плакату: это рекламное или агитационное изображение, сопровождающееся небольшим текстом или кратким слоганом. В более узком значении под этим словом подразумевают специфический вид графики. Такое изображение имеет ряд особенных черт, выделяющих его среди другой полиграфической продукции. Прежде всего, это цель, для которой оно создается: привлекать внимание окружающих и информировать их о чем-то. В связи с этим постеры и надписи на них обычно делаются большими и яркими, с использованием минимума текста, чтобы дать возможность зрителям быстро понять смысл. Надпись на плакате - это запоминающийся лозунг, часто с элементами юмора или игры слов.

Выставка работает в Культурно-выставочном центре Русского музея на улице С. Перовской, 3. Посетители могут познакомиться с экспонатами до 9 сентября. Вход свободный.