Когда вспоминаешь успехи юных россиян на международных олимпиадах за последние 30 лет, особенно по математике и физике, на память приходят слова великого Ломоносова: "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать". "Так к олимпиадам и натаскать можно", - заявляют мне порой оппоненты. Можно. Но только теоретически.

Международная ассоциация по оценке школьной успеваемости в результате своих экспертиз отвела нам место в первой пятерке. Два года назад мне довелось участвовать в работе одного из европейских социально-педагогических движений и запомнилось, как делегаты других стран живо интересовались российской системой образования. Сегодня одни объясняют наши успехи удачно подобранным содержанием учебных программ, другие - в основном управленцы - ссылаются на заслуги руководства. Признать окончательной истиной ни то, ни другое никак нельзя. Есть содержание образования и есть дети, а между ними посредник - учитель. И именно в нем, в его личности, секрет успеха ученика.

Студентам, учащимся школ и профучилищ - всего было опрошено более 400 человек - предложили закончить мысль: "Интересно и эффективно сотрудничать с учителем, который...". Я предполагал, что будут ответы вроде "много знает, понятно объясняет", но оказалось не так. 70 процентов ребят указывали на нравственно-психологические качества учителя: "Он понимает нас, не унижает, умеет слушать, называет всех по именам". Качества, проявляющиеся в интеллектуально-познавательной сфере, оказались на втором месте: "Начитан, много знает кроме своего предмета, интересно рассказывает". Третье место занял учитель-организатор: "Он помог нам подготовить КВН, устроил меня на компьютерные курсы, умеет спросить за порученное дело, благодаря ему мы победили на конкурсе". У подавляющего большинства опрошенных чувствовалась потребность не в академическом, а в эмоциональном общении.

Меняется время, а с ним и учитель. Сорокадвухлетний педагогический стаж, ежедневные встречи с педагогами в институте дают мне право судить об эволюции учителя. Много дало и участие в организации всевозможных состязательных мероприятий педагогов, в том числе и областного конкурса "Учитель года". Наблюдая за конкурсантами, понял, что их роднит не только стремление продемонстрировать себя, свои находки, но и смелость.

Возьмем хотя бы финалистов последнего конкурса. Елена Козлова сейчас защищает честь области в Москве. В ней сочетаются легкость и педагогическая гибкость, импровизация и изобретательность. "Сравните, сопоставьте, заметьте, обоснуйте, определите, найдите, примените" - этими словами она постоянно тормошила ребят.

Второй финалист, учитель словесности первой мурманской гимназии Владимир Рязанцев, зашел в класс в домашнем халате. Сел и сказал: "Ребята, мне одному поставлен памятник в России, где я изображен в халате. Я написал пьесу "Гроза". У кого будут вопросы?" Арбитры и дети несколько опешили. Почему Рязанцев использовал такой прием? Да потому что удивление - главный пусковой механизм для творческого мышления.

Мы нередко сожалеем: гибнет народная русская культура. Страстный ее поборник и пропагандист Светлана Асташенкова из 34-й школы Мурманска с первых минут глубоко тронула души ребят. На ее уроках звучали русские мелодии, то печально-протяжные, то шутливо-удалые. С такими учителями не потеряет свое величие русская культура. Светлана Васильевна создала отличный художественный коллектив. Сама она поет и танцует.

Я, например, сразу поверил Ольге Листопад из 280-й школы Гаджиева. Надеюсь на ее победу в финале российского конкурса. Изящество, владение педагогической игрой, легкость общения с детьми - это с первых минут покорило членов жюри и гостей. Ребята с удовольствием разучивали песни о нашем крае, о флоте, слова и музыка которых написаны Ольгой Александровной.

Мончегорец Олег Трофимов в двенадцати детских садах города устроил филиалы своего живого уголка. Попутно скажу: мировой психологией доказано, что первые тонкие человеческие переживания у ребенка рождаются от общения с животными. Посмотрев, как Олег беседует с малышами, не удержался, назвал его Моцартом в дошкольном образовании. Жаль, что у него за спиной всего лишь средняя школа. "Никак не скопить денег на обучение", - огорчается парень. Эх, нашлись бы спонсоры в Мончегорске, городе, традиционно почитающем педагогические таланты!

Сколько бы мы ни говорили о милосердии по отношению к детям-инвалидам, они нередко оказываются отброшенными на обочину жизни. Людмила Клюкина из мурманского Дома творчества им. Бредова работает с детьми-инвалидами. Нет, она не работает, она живет с ними, ведя их за собой в не всегда милосердном обществе. Этот талантливый педагог привносит в детский мир оптимизм и надежду. Без таких, как Людмила Владимировна, угасла бы традиционная русская душевность.

Мальчишкам требуется дело, творческое, интересное, любимое. Это хорошо понимает Сергей Руденко, тренер по дзюдо, страстный поборник гармонии духа и тела. Подхожу к ребятам в кимоно: "Что дает занятие спортом?" Отвечают: "Уверенность в себе, закалку физическую и духовную". Все эти качества подростки успешно развивают благодаря Сергею Эдуардовичу, мудрому сэнсэю из Заозерска.

Невозможно рассказать обо всех тех, кто страницу за страницей своей жизни отдает детям. Всех их роднит потребность в новизне, увлеченность своим делом, открытость и доброжелательность.

Порой мы много говорим о поддержке ученика, но упускаем из виду самого учителя. Сегодня он страдает от хронического безденежья, а отсюда - семейные конфликты. Многие мужья ненавидят профессию своих жен-учительниц. Высок процент распада таких семей. Счет указам и постановлениям о повышении зарплаты работникам образования уже потерян. Но что-то они не богатеют. Беден наш учитель, унизительно беден. А ведь именно он растит будущее России...

Вячеслав ПОДГОРНЫЙ, заведующий кафедрой педагогики Мурманского областного института повышения квалиф