Главный режиссер театра Северного флота заслуженный деятель искусств России Юзеф Фекета осуществил свою давнюю творческую мечту. Невероятно популярная в 70-е годы пьеса Михаила Рощина "Валентин и Валентина" давно манила к себе опытного постановщика. И это не случайно. История любви двух молодых людей, их непростые взаимоотношения со "взрослым" миром, неумение (да и нежелание) приспособиться к "стандарту" своего времени - все это выписано драматургом Рощиным подробно, доверительно, психологически достоверно. Труппе остается только "не испортить" пьесу какой-нибудь неуместной модернизацией. В погоне за модным театральным имиджем можно потерять главное - глубину содержания.

В театре КСФ, на мой взгляд, счастливо удалось подстрелить сразу двух аппетитных зайцев. Несколько старомодная "Love story" приобрела под зорким взглядом молодого художника Артура Климеца вполне "модерновый" зрелищный вид (так и хочется сказать, прикид). А зрелый постановщик Ю. Фекета сумел уловить психологическое родство времен: романтического "застойного" и прагматичного, отчасти даже циничного, нынешнего. И тогда, и сейчас молодому человеку жизненно необходимо быть понятым и принятым миром. Важно разобраться в себе самом: мыслях, чувствах , обязанностях перед ближними.

Родители же из десятилетия в десятилетие, похоже, пекутся об одном и том же : были бы их дети счастливы! Не наделали бы сгоряча тех ошибок, которые умудрились в свою бытность совершить их бабушки-дедушки, папы-мамы...

Если подумать, то со времен Ромео и Джульетты в подлунном мире мало что изменилось. Может быть, поэтому юные герои флотского спектакля "А вдруг это любовь?" так похожи на шекспировских персонажей. Валентин - Ромео. Валентина - Джульетта. Коллизии рощинской драмы отдаленно напоминают известную веронскую трагедию. Как и в ней, между любящими встает почти непреодолимое препятствие : человеческие предрассудки! Вальку и Валюху пытаются разлучить взрослые предусмотрительные люди... По их понятиям, любовь между юношей и девушкой, принадлежащим к разным социальным прослойкам: она из рафинированной интеллигентной семьи, он - сын простой проводницы-железнодорожницы, ни к чему положительному в итоге не приведет. Брак обязательно разрушится из-за материальных и жилищных проблем, разницы интересов и вкусов... Так не лучше ли сразу найти себе подходящую пару. Ей выйти замуж за блестящего военного офицера-севастопольца (привлекательная работа арт. А. Макарова), а ему обратить свое благосклонное внимание на давно вздыхающую по нему соседку Ксению (арт. Бутова) . И все было бы как у людей. Так-то оно так... Но есть и маленькое "но".

Герои, оказывается, не просто ходят по улицам в обнимку, напропалую целуются на кухне и говорят всякие наивные глупости. Они (вот новость для взрослых !) по-настоящему любят друг друга. "А вдруг это любовь?" - со смешанной интонацией надежды и тревоги сама у себя спрашивает чуть ли не доведенная до инфаркта внучкиным поведением убеленная сединой, но при этом не лишенная дамского кокетства Бабушка (нар. артистка России М. Конторина).

"Не сомневайтесь, любезная!" - всем строем своего спектакля как бы отвечают ей его создатели. Валентина и Валентину действительно посетило это великое чувство. Так неужели же им, как и их шекспировским предшественникам, уготована трагическая судьба? Или можно победить обстоятельства? Переубедить близких? Добиться признания своего права любить и быть любимым?

Непросто детям убедить в своей правоте родителей. Может быть, не менее трудно актерам убедить в искренности переживаемых на сцене чувств зрителей. Надо признать, что молодым исполнителям главных ролей это удалось.

Артист Алексей Гудин внешне и впрямь похож на легендарного влюбленного веронца. Черная ленточка на лбу. Романтический белый блузон под кожанкой. Ясный, горящий первой страстью взор... Безудержность речей. Безоглядность юношеских поступков. Весь мир для Вальки - Гудина сходится, кажется, в одной светящейся точке - Валюшка! Самая прекрасная девушка на свете! Да и может ли быть иначе, когда влюблен?

Героинь в театре Северного флота две. В очередь главную роль в премьерном спектакле исполняют уже известная мурманской публике Ольга Анпилова и дебютантка Елена Балакирева. Последняя внешне особенно похожа на Джульетту. Есть в ней искренность, пронзительность, чистота... Актриса обладает мощным драматическим темпераментом. Ее Валентина вызывает к себе уважение как личность. Она способна на решительные поступки, глубоко страдает от лицемерия и лжи, готова до конца бороться за право быть счастливой с тем, кого любит. (Не менее убедительна Балакирева и в роли "дискотечной" подружки Динки. Женского обаяния и великолепной пластики актрисе, как говорится, не занимать.)

Ольга Анпилова предлагает свой рисунок роли. Ее героиня внешне более сдержанна. Она из тех, кого принято называть "благовоспитанная девушка из высшего общества". Простецкий Валька - Гудин такой Валентине - Анпиловой действительно может показаться не парой.

Социальное различие семей уже на уровне декорационного оформления спектакля показано достаточно красноречиво. В маленькой квартирке проводницы Лизы простенько, но уютно. За клеенчатым кухонным столом и уроки можно приготовить, и "под водочку с селедочкой" пьяненьких гостей принять.

В другой же семье стены дома увешаны оригинальными картинами, мебель на кухне подобрана с исключительным вкусом. О крепких спиртных напитках здесь, похоже, и не помышляют. Все больше успокоительные капли глотают.

Режиссер Ю. Фекета старательно выстраивает возникающий между семьями и поколениями конфликт. Сталкиваются две правды. Правда любви и так называемая правда жизни. И это уже по-настоящему философская, а не просто житейская проблема.

Надо отдать должное постановщику и актерам: все без исключения сюжетные коллизии драмы продуманы и сыграны убедительно. Больше того. На флотском спектакле "А вдруг это любовь?" происходит главное театральное чудо. Зрители (вплоть до самых искушенных и даже профессиональных: актеры, коллеги, критики) в какой-то момент забывают, что находятся в театре, и начинают "взаправду" сопереживать происходящему на сцене.

Театру удалось главное: на материале ретро-пьесы передать стиль и дух современной российской жизни. В героях постановки мурманчане узнают себя, своих близких, соседей по лестничной клетке. Отсюда - доверие (и даже восхищение!), которым публика одаривает исполнителей, то и дело взрываясь аплодисментами. Особенно обаятельны сцены в доме проводницы Лизы (Н. Долгалева). Хорошо известная публике актриса, с неизменной достоверностью играющая и королев, и кухарок, Наталья Долгалева на сей раз предстала в облике замотанной поездками проводницы скорого поезда. Актриса, кажется, ничего особенного и не делает для того, чтобы понравиться и запомниться публике, но весь облик ее настолько убедителен, что порой кажется, смотришь не спектакль, а документальное кино. Одна из лучших сцен спектакля - празднование дня рождения подруги Лизы - напарницы Риты. Занятые в ней актеры В. Щербакова (Рита), Н. Новодворский (Гусев), Н. Долгалева (Лиза) оказываются для северян настолько своими и по-житейски узнаваемыми , что так и хочется разделить с "выпивающими" и лихо поющими под гитару артистами их трапезу.

На ура воспринимает публика игру актрисы Юлии Блоховой в эпизодической роли сестренки Маши. Она так искренна во всех своих порывах, детском наивном восторге и недоумениях! Во время ее появлений стирается грань между залом и сценой. Машу Блохову старшеклассники готовы принять за свою сестру и подружку.

Более условны и схематичны в своем поведении парни и девушки с горящей веселыми разноцветными огоньками дискотеки. Их функция в спектакле напоминает функцию древнегреческого хора. Танцуя и выкрикивая злободневные слоганы, они по-своему ведут спектакль, комментируя и подытоживая происходящее в нем.

В новой работе флотского театра силен иносказательный план. Это не только демократичная, смело высказывающаяся о "сути любви" молодежная дискотека, но и центральный художественный образ спектакля: огромные качели - ладья. Предложенная художником А. Климецом метафора, конечно же, прочитывается легко. На ум приходят печальные строчки Маяковского о том, как "любовная лодка разбилась о быт" (в "А вдруг это любовь?" не разбилась-таки!). Напрашивается ассоциация с романтическим кораблем из "Алых парусов" А. Грина. Всплывают в памяти "Двое на качелях". Образ емкий и красивый. Именно в ладье происходит центральное событие спектакля - первое ночное свидание влюбленных. Театр тактично и образно изображает охватившую молодых людей страсть. Молодежная публика воодушевленно приветствует такое режиссерское решение, видимо, находя его смелым, поистине эротически р-р-революционным!

Флотская версия рощинской пьесы "Валентин и Валентина" пришлась по душе мурманчанам. Спектакль идет с неизменным аншлагом. Замечательно то, что каждый зритель - и старшеклассники, и их учителя (или родители) - находят в этой постановке что-то важное для себя. Ведь тема любви звучит полифонически. Проблемы, волнующие главных героев любовной истории, так или иначе касаются и взрослых, умудренных жизненным опытом людей. В спектакле умно выстраивается целая цепочка женских характеров и судеб : бабушка Валентины (нар. арт. Россиии М. Конторина) - ее мама (арт. Р.Малеванная, О. Цыплякова) - старшая сестра Женя (арт. С. Гришкеева) - сама Валя (О.Анпилова, Е. Балакирева). Все они так или иначе похожи друг на друга. У каждой - свой любовный ожог, своя сердечная память. Мать ревностно охраняет дочь от возможной душевной катастрофы. Ее заботу можно понять. И даже в известной мере посочувствовать. Но в итоге... Нельзя -таки холодным разумом препятствовать тому, что самой природой дано только человеку. Неблагодарно житейского расчета ради запрещать первую романтическую Любовь!

Настоящий зрительский успех редко посещает современный театр. Но он неизбежен, когда театр выполняет несколько несложных условий. Вот они.

Актерам нравится играть.

Режиссеру есть что сказать.

Художнику удается выразить главное...

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель