Известная российская актриса и режиссер Вера Глаголева, недавно побывавшая на гастролях в Мурманске, удостоилась Гран-при на 14-м международном кинофестивале в Болгарии «София Фильм Фест» за фильм «Одна война». Эта картина включена в конкурсную программу и Первого международного кинофестиваля стран Арктики «Северное сияние». Одной из первых с победой Веру Глаголеву поздравил наш корреспондент.

«Одна война»

- Вера Витальевна, о чем ваш фильм?

- Это неизвестная страница войны, история о женщинах, которые во время оккупации родили детей от немцев. Они вместе с детьми были собраны со всех городов, осуждены и отправлены на остров на Севере.

- На Белое море?

- Да, но снимали мы на Ладожском озере в Карелии. Как развиваются события? Мы с ними находимся три дня - 8, 9, 10 мая. Переломный момент в истории, объявление Победы. Женщины в надежде на то, что их отпустят и, конечно же, простят. Это психологическая драма, там очень интересные, емкие, глубокие женские образы.

Замечательный образ - это их охранник капитан Ничипорук, которого играет Александр Балуев. Он всей душой с ними и не считает их изменницами. Потому что у каждой женщины история индивидуальна. Тут же и майор НКВД Михаил Хмуров, который приезжает на этот остров, чтобы разобраться, что дальше делать с этими женщинами. Вот такая история.

На мой взгляд, она очень эмоциональная, чувственная, она очень понятна людям. У нас было много просмотров, предпоказов, предпремьер, фестивалей, уже 17 наград фестивальных, в том числе 5 международных - и всюду очень теплый прием. Мы были в Монреале, в Каире, в других городах и странах. К сожалению, в России не очень на нас обращают внимание. Я имею в виду кинематографическую общественность.

Как-то мы поперек горла, наверное. Картина, которая в Каире на фестивале группы «А» получила приз за художественное достоинство, в номинацию академиков ни «Ники», ни «Орла» даже не попала. Как будто нас нет. Вот такое нежелание признавать, что картина существует, что в мире она очень востребована, вплоть до того, что во Франции сами предложили прокат. А здесь такой вакуум, это очень неприятно.

- Ну вот хотя бы на фестивалях зрители могут увидеть и ваше, в частности, кино…

- Конечно! Благодаря таким фестивалям мы уже побывали в очень многих городах - от Благовещенска до Выборга. И люди подходят, благодарят. Бывают такие моменты - женщина в Казани (на фестивале мусульманского кино, что интересно, одна картина была от России, и она получила Гран-при. Все так удивились). Так вот, женщина подошла, говорит - спасибо вам большое, я как будто окунулась в свое детство, я все вспомнила, вот это так и было. Это не значит, что она из ссыльных тоже. Как одеты герои, как одеты дети. Это самая, наверное, главная похвала для нас, что мы постарались вот эту правду сохранить.

- В конце мая ваш фильм смогут увидеть и мурманчане - вы приняли приглашение принять участие в кинофестивале стран Арктики «Северное сияние»...

- Во-первых, нас порекомендовал туда Сергей Шолохов. А это человек, вкусу и уму которого я очень доверяю, и это предложение, эта рекомендация мне были очень приятны, поэтому мы сразу с радостью согласились. Мне кажется, благодаря таким фестивалям до зрителей доходит кино - не массовое, не блокбастеры, на которые ходит в кинотеатры молодежь. Мы забыли немножко, что кино, хоть самым массовым из искусств является, но великие фильмы великих режиссеров всегда заставляли людей думать, сопереживать, чувствовать. Это три основные, как мне кажется, принципа кино. У нас сейчас один принцип - развлекать. К сожалению. И благодаря таким фестивалям люди могут не только развлекаться, но и думать, чувствовать и сопереживать.

Актриса и режиссер

- Как вам удается быть и актрисой, и режиссером, как вы на все находите силы и время?

- (Смеется.) Ну не знаю… Когда снимала картину, я и думать не могла о том, чтобы играть. Хотя несколько раз мне надо было выбираться на гастроли, небольшие, но все же... Во время съемки, конечно, нет, но когда уже идет постпродакшн, когда идет озвучание, я куда-то уезжала. Помню, в прошлом году в мае у меня была перезапись и одновременно большие гастроли в Израиле, а гастроли не отменить, их планируют заранее, это было ужасно, просто ужасно. Мне пришлось улетать, без меня что-то делали, потом я прилетела на один день, послушала, что делали без меня, дала какие-то замечания и опять улетела. Это, конечно, сложно, но не безнадежно, это можно совмещать. И то я стараюсь все-таки этого не делать. Когда я снимаю кино, я хочу целиком и полностью погрузиться в это. А сейчас у меня пауза, есть время, и я с удовольствием езжу со спектаклем «Леди и адмирал».

- А вы жесткий режиссер?

- Я жесткий режиссер, да. Особенно - когда я чувствую непонимание и нежелание делать то, что я прошу. Если меня актер может убедить в том, что он может что-то сделать лучше, чем я прошу и требую, то тогда я, пожалуйста, я могу это принять. Но что касается исполнения того, что я хочу, это должно быть безоговорочно. Для меня это важно. На последней девочки-актрисы все были молодые, неопытные, в основном это их дебюты, поэтому у каждой был шанс сделать свой дубль. Если серьезные какие-то, сложные сцены, монологи, например, каждая героиня имела шанс сделать свой монолог так, как она хочет. Если получалось лучше, я брала в картину этот вариант.

- А актриса вы послушная?

- Да, я очень люблю хороших режиссеров, обожаю, когда мне режиссер может сказать - вот надо сделать так. Конечно, Анатолий Васильевич Эфрос, безусловно. Потом я очень люблю разборы, момент постижения роли. Что из чего вытекает, это здорово. Это самое интересное, что может быть. Поэтому, когда я актриса, с удовольствием подчиняюсь режиссеру, если он с головой и у меня с ним многое совпадает. Если это не совпадает и я вижу, что он сомневается, если приходит на площадку не готовым и ему все равно, откуда я вышла, куда пришла и какой акцент где поставить, меня это очень злит. Потому что я, действительно, привыкла работать с очень хорошими профессионалами. Поэтому я стараюсь в особо проходных ролях не сниматься. Все-таки люблю, когда люди подходят к работе ну с трепетом что ли.

«Торпедоносцы»

- Хотела попросить вас вспомнить о съемках любимого очень многими фильма «Торпедоносцы».

- Да с удовольствием! Вы знаете, что самое интересное… Я приехала вчера в Североморск, и, конечно, это другой уже совершенно город. Я помню, что было очень много деревянных домов. Но это было 30 лет назад. Я посчитала, это был какой-нибудь 82-й год, да? Я запомнила очень хорошо лестницы деревянные, которые идут наверх. Мы жили в Североморске и снимали там и еще в других местах, на аэродроме неподалеку. Я увидела другой все-таки город. И лестницы стали железными. Конечно, 30 лет это много для города. Постепенно все деревянное уходит. Жалко немножко... Я думала, что приеду туда же, в то самое время. Нет, такого не произошло. А картина для меня очень дорога, потому что ее снимал, во-первых, режиссер (Семен Аранович. - Ред.), который абсолютно точно знал, что хочет, и был абсолютным профессионалом - то, что касается режиссуры и жизни этого городка военного, жизни летчиков. Потому что он все сам прошел это, он сам служил и сам летал. И он такой был замечательный человек! Поэтому работать с ним было одно огромное удовольствие. И не зря все-таки очень часто на военные праздники картину повторяют, она живет, она востребована.

- В Мурманске во время съемок бывали?

- Бывали, но не так часто. Мне кажется, что Мурманск даже меньше поменялся. Мне кажется у вас город, располагающий к общению, мне нравится здесь.

Любимые фильмы

- Какие ваши картины вам особенно дороги - как актрисе и режиссеру?

- Если говорить о режиссуре, это, конечно, «Одна война», потому что это несравнимо с тем, что я делала раньше. А делала я уже три картины, кроме этой. Это «Сломанный свет», который не очень хорошо прошел. Потом был «Заказ».

Потом было замечательное, на мой взгляд, кино «Чертово колесо». Там есть человеческие отношения, чувства, долг или любовь, семья или любовь. Хоть она и простая картина, но - о людях. Но «Одна война» несопоставима с этим даже по силе истории. А что касается актерских работ, я думаю, это «Сошедшие с небес» с Абдуловым, очень трогательная лирическая история. И наверное, все-таки «Выйти замуж за капитана».

- А как же «Женщин обижать не рекомендуется»?

- Да, тоже нравится. Потому что, во-первых, это тот же сценарист Валентин Черных, что и «Выйти замуж за капитана». И тоже это история любви на все времена. И еще назову, пожалуй, картину «Другая женщина, другой мужчина». Тоже история любви взрослых людей. Она запоминается образами, чувствами. Не пошлая она, в ней есть хорошая правда. Снял ее режиссер Худяков Константин Павлович, с которым очень интересно работать. Он актерский режиссер.

Личная жизнь и профессия

- Вашей женской жизни ваша профессия не мешает?

- Нет, никогда, никогда не мешала и не мешает. Какая тут может быть проблема? Дети взрослые, они уже сами имеют детей. Одна, правда, шестнадцатилетняя Настасья учится в институте. Пока только проблема, чтобы она вовремя поехала в институт, немножко отследить, проследить, чтобы не болталась, а в принципе, особых проблем и нет. Выбираем моменты, чтобы отдыхать вместе поехать всей семьей. Я стараюсь планировать жизнь немножечко, чтобы все успевать.

- Муж с пониманием относится к вашей профессии?

- Абсолютно. Всегда с пониманием, никогда не было такого, чтобы кто-то мне сказал или я, или работа. Самоощущение все-таки очень важно для женщины. Есть женщины, которые приспособлены только для семьи, и они находят в этом счастье, в воспитании детей, внуков. А есть те, кто без чего-то другого не может. Вот я, наверное, из числа вторых. Иначе мне жить немножко скучно. Поэтому я и стараюсь сочетать, чтобы все было.

- Как вы умудряетесь так хорошо и молодо выглядеть?

- (Смеется.) Мы стараемся.

- Какие-то секреты есть? И не могли бы вы поделиться ими с нашими читателями?

- Нет, никаких секретов нет. Понимаете, какая ерунда - если я соглашаюсь, значит, я действительно думаю, что я вот такая классная. Нет, уже не скроешься никуда, время идет. Единственное, что я всегда остаюсь в одном весе. Не потому что я прилагаю к этому безумное количество усилий, просто так получается. Я думаю, это все-таки подвижный образ жизни. Потому что с 7 по 15 марта мы объехали вместе с моим продюсером три страны и четыре города. Мы были в Риге, потом полетели в Париж, из Парижа мы поехали в Орлеан, из Орлеана мы опять приехали в Париж и полетели в Софию. И из Софии я прилетела и полетела в Мурманск. Я думаю, может, от этого, что я не сижу у телевизора. Жизнь довольно активная и, слава богу, это хорошо.

Беседовала Елена ДМИТРИЕВА