Новейшая история поставила перед коллективами музеев, имеющих многолетнюю историю, вопрос: «Как привлечь посетителей?» Этой проблемы не знали даже в труднейшие тридцатые годы прошлого столетия. Так, уже в 1931 году в Хибиногорске было создано Отделение пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое очень быстро набрало обороты в работе... Все туристические маршруты начинались непременно с посещения музеев. Сегодня о месте их нахождения зачастую не знают даже учителя местных школ. Об этом с болью говорили участники семинара, посвященного взаимодействию музеев Апатитско-Кировского района и турфирм.

Главным организатором встречи выступил Центр гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, а конкретно Татьяна Писарева - хозяйка выставочного зала Кольского научного центра.

Директор Кировского историко-краеведческого музея Елена Химчук рассказала об истории туризма в Хибинах. Для непосвященных слушателей стало открытием то, что его история насчитывает без малого восемьдесят лет. Участников первой городской конференции общества пролетарского туризма приветствовал сам Ферсман! Он-то как никто знал о привлекательности этого края для путешественников, недаром называл Хибины северной Швейцарией. И он же, кстати, являлся редактором первого путеводителя, изданного в 1931 году.

Главной задачей, которую ставило перед собой ОПТЭ, было повышение культурного уровня граждан - с учетом этого и строилось взаимодействие с музеями. Если говорить о сегодняшних реалиях, то картина сильно изменилась. Из двадцати тысяч туристов (по официальным данным, в действительности намного больше), посещающих за год Хибины, в музеи находят дорогу немногие. Более набита тропа, пожалуй, лишь в ботанический сад - экзотика все-таки. Тропические оранжереи и виварий сада-института КНЦ РАН - те манки, с помощью которых этому учреждению по-прежнему удается привлекать приезжих и ребят, ставших редкими гостями практически всех местных музеев и выставок. По словам Елены Химчук, за год в краеведческом музее не побывала ни одна (!) школьная экскурсия...

Хотя учебные заведения с охотой занимаются созданием собственных экспозиций, уровень которых зачастую вполне достойный. Это доказал прошедший в 2009-м фестиваль-выставка музеев Кировска и Апатитов. Его задумали и провели при поддержке территориальной избирательной комиссии преподаватели и студенты местного филиала Костромского университета. На выставке были представлены 14 музеев - как школьных и вузовских, так и государственных.

- Начинание обязательно продолжим, - сказала участникам семинара главный организатор фестиваля Наталья Войтенкова. - Учтем полученный опыт, кое-что видоизменим в форме проведения. А главное мы сделали - заявили о большом потенциале школьных музеев, даже выпустили буклет и диск. И дальше будем работать над тем, чтобы информационное поле расширять.

С этим согласились все участники встречи. Чтобы шагать в ногу с современностью, необходимо консолидироваться и заявлять о себе на обновленном информационном пространстве, которое сильно расширилось в последнее время за счет Интернета. С готовностью заявили о намерении сотрудничать и те, кто отвечает за формирование туристской политики в администрациях обоих городов. Культурные объекты хорошего уровня в Апатитах и Кировске есть, а вот хорошо оформленных буклетов, которыми обычно охотно пользуются приезжие, информационных щитов - нет. Нет полных и красиво поданных сведений о музеях и выставках даже на специальных сайтах для туристов. Почему так получилось, обсуждать некогда. Важно этот информационный провал как можно быстрее устранить, поскольку он негативно отражается не только на судьбе местных музеев, но и на культурном уровне современного туризма. Нельзя не согласиться и с тем, что последний сильно обедняет себя, отказавшись от знакомства с настоящим лицом того или иного населенного пункта - его музеями.

Все эти проблемы и предложения о сотрудничестве - вплоть до создания особого маркетингового центра - сформулированы в резолюции, принятой участниками собрания. Резолюция будет направлена в администрации обоих городов. Ведь без поддержки властей и турбизнеса не справиться.

Зоя КАБЫШ, Апатиты