При советской власти в наших фильмах ценилась классовость, а нынче ценится кассовость, как в том же Голливуде, где она державно правила испокон.

Очередной рекорд кассовости поставила космическая картина Джеймса Кэмерона «Аватар», собравшая заветный миллиард долларов уже в первые две декады проката. И хотя «Аватар» получил всего два «Оскара» супротив шести, отданных бывшей жене Кэмерона, тоже режиссеру, за ее «Повелителя бури», - сердца и деньги абсолютного большинства зрителей по всему миру отданы все-таки «Аватару» - хвостатым синим «сапиенсам» народа Нави, аборигенам планеты Пандора. Чуткие деловые американцы уже успели наладить производство навьих хвостов, ушей и косичек. Многие взрослые люди начинают мазать свои лица синей краской, учить язык Нави и даже надеются в следующей жизни обрести трехметровое синее тело с кошачьей грацией и длинным упругим хвостом. В Америке, говорят, зарегистрирован целый сайт, где общаются фанаты, ушибленные безнадежной любовью к Пандоре и ее обитателям.

Объяснить сей ажиотаж патологической, широко распространенной сейчас компьютерной зависимостью от виртуальных миров невозможно. Тут технологиями не обойдешься. Нужно некое режиссерское волшебство, похоже, присущее создателю «Терминаторов», «Чужих» и незабвенного «Титаника», где Кэмерон сумел превратить фильм-катастрофу в песнь победительной любви с уникальным хеппи-эндом.

На мой взгляд, возникшая у зрителей тоска по Пандоре имеет религиозную природу. Кэмерон, абсолютно веря в творимую сказку, предложил людям недорогую, но убедительную экскурсию в рай - в мир, похожий на Землю, но не испытавший грехопадения, отпадения от Бога.

Аборигены Пандоры, конечно, знают, что такое агрессия и убийство, секс и соперничество. Но им неведомы ложь, зависть, подлость и предательство. Они трогательно чувствуют друг друга. Между ними и всеми животными и растениями планеты существует нерасторжимая связь, осуществляемая посредством волокон на конце непременной косы. И всякий раз, садясь на своего шестиногого коня или летающего ящера, Нави привычным движением соединяет конец заплетенной косы со специальными отростками, идущими от головы животного, и оба ощущают мгновенное сладостное потрясение от того, что сила животного и разумная воля гуманоида сливаются воедино.

Такая же связь у Нави с Древом Души - воплощением богини-матери Эйвы. Она руководит этим народом, рассылая указания летающими благодатными пушинками семян, хранит равновесие жизни. Нави даже в голову не придет ослушаться Ее воли. Все счастье, вся мудрость, вся жизнь пандорского племени в том, чтобы быть с Эйвой.

Сама программа экскурсии, устроенной Кэмероном, банально проста. Заезд, знакомство с красотами местной природы, курс молодого бойца (обучение премудростям жизни в лесу) для новобранца Джейка Салли - морпеха в обличье аборигена. Далее - прием в племя и выбор невесты. А затем - война. Агрессивные люди, обнаружившие на Пандоре какой-то дорогущий и страшно нужный им минерал, решают согнать Нави с их земель и атакуют: сначала бульдозерами, затем вертолетами, боевыми роботами и шаттлом со взрывчаткой. Так что Салли, засланному со шпионскими целями, но успевшему отведать действительно райской жизни, ничего не остается, как возглавить сопротивление аборигенов.

Да, программа экскурсии ординарна, но зато и демократична. Она организована для всех, и рядовой зритель успевает разглядеть главное: красоту живой, насквозь пронизанной нервными связями разумной планеты и две разновидности прямоходящих «сапиенсов». Одни гибки, ловки, наги и живут в единстве с Планетой, а другие напяливают на себя и толкают перед собой груды металла, разрушают все, к чему прикасаются, и убивают все, что сопротивляется их тупому напору. Они - инвалиды, у них словно перебит позвоночник - нервный ствол, соединяющий человека с Богом, и вся их техника, лабораторное оборудование, оружие - всего лишь костыли и протезы, компенсирующие их убогую немощь.

Фильм Кэмерона всей своей поистине сказочной силой убеждает: у людей Земли есть два пути. Сегодняшний, на котором мы в большинстве случаев действуем по принципу «сила есть - ума не надо», прямиком ведет к тому, что нас как нерадивых учеников рано или поздно вышвырнут из класса за неуспеваемость и хулиганское поведение. Но напрашивается и другой путь: постараться минимизировать ущерб, причиняемый планете, учась интуитивно «видеть», слышать и понимать живой окружающий мир, и тогда сохраняется шанс, что разорванные нервные ткани срастутся и человечество постепенно научится ходить без костылей.

Мораль сия, разумеется, не нова, но это не значит, что она устарела. Своей грандиозной постановкой Джеймс Кэмерон снова доказал, что нет темы настолько избитой, что ее нельзя еще раз избить. Талантливый режиссер нашел подход к нашей душе. Видимо, религиозный голод у современных людей настолько силен, что даже компьютерная условная модель «Царства Божия» проникает в нас до основания и страсти по «Аватару» буквально зашкаливают.

Посмотрите этот фильм, если еще не видели. В Мурманске, правда, нет кинотеатров 3D, дающих объемное изображение, но и обыкновенная дивидишка позволит вам понять масштаб содеянного Джеймсом Кэмероном, который и на сей раз превзошел самого себя.

Не слушайте тех, кто будет охаивать «Аватар». Не слушайте и меня. Забудьте о том, что я вам говорю. Просто посмотрите фильм и прислушайтесь к своему сердцу.

Владимир СЕМЕНОВ