У тряпичной куклы за пояском аж девять крошечных «свертков» - младенчиков в цветастых пеленках. Пышнотелая «мать-героиня» - семейный оберег, залог плодородия, который в крестьянских домах Тульской губернии хранили подальше от чужих глаз, в сундуке. А вот в областном центре ремесел многодетная толстуха выставлена на всеобщее обозрение - на выставке «Мастерская солнца» эта работа мурманской художницы Светланы Дмитровой сразу привлекает внимание посетителей.

- Кукла называется «московка», - говорит Светлана. - Кроме материнства, она исторически символизировала еще Московское княжество времен собирания земель. Москва - мать, новое присоединившееся к ней княжество - новый ребенок.

Светлана - профи кукольного дела и о каждом из своих тряпичных персонажей может рассказать целую историю, основанную на этнографических знаниях. Ее работы нередко участвуют в различных показах, региональных и групповых. На выставке, которая на прошлой неделе открылась в центре ремесел, Дмитрова оказалась в компании однокашников: многие из авторов когда-то сидели на одной студенческой скамье.

Проект «Мастерская солнца» родился три года назад. Его идея заключалась в том, чтобы предоставить площадку молодым творцам из разных городов региона. Причем в отличие от «Точки росы», регулярно проходящей в областном художественном музее, здесь нет конкурсной борьбы, участники не являются претендентами на вступление в Союз художников. Как правило, это преподаватели школ искусств, выпускники факультетов изобразительного искусства и дизайна.

В рамках «Мастерской» зрители уже знакомились с произведениями североморцев, кировчан, заозерцев. Нынешняя, мурманская, экспозиция самая обширная - более двух сотен работ двадцати авторов. Представлено как изобразительное искусство, так и декоративно-прикладное, народное творчество.

Сумки, броши, колье - все из теплой, уютной валяной шерсти. Изделия Татьяны Гомбаш хорошо известны заполярным модницам, такие необычные «штучки» сейчас - самый писк. Волокна разноцветной шерсти мастерица смешивает, будто краски на палитре, в итоге получаются удивительно красивые, неповторимые вещи. И к тому же полезные - например, широкие валяные браслеты прогревают суставы и снимают боль.

Ниточки, тряпочки - любители прикладного искусства знают, что текстиль всегда притягивает зрителей, рукотворные произведения словно хранят тепло рук, к ним хочется прикоснуться. Немалое внимание в экспозиции уделено ткачеству. Гобелены Анны Костеловой и Ольги Буряченко - декоративные, не лишенные иронии. Например, забавное панно Буряченко под названием «Ловись, рыбка, большая и маленькая», запечатлевшее двух упитанных котофеев на рыбалке.

Еще больше в зале батиков. Роспись по шелку представили несколько авторов, заметнее всего, на мой взгляд, мастерски сделанные работы Елены Родионовой.

Примета экспозиции - коллажи, техника, к которой питают пристрастие многие молодые авторы. Она как нельзя лучше позволяет дать волю фантазии, соединить, казалось бы, несоединимое, ведь вместо традиционных бумаги, красок и кистей используется все, что оказалось под руками: ниточки, гирлянды бус, пуговицы, куски кожи... Студентка МГПУ Татьяна Меренкова выставила уникальный календарь. Цикл состоит из 12 работ, каждая посвящена одному месяцу. Белое кружево января, зеленые бусины июля, красные кленовые листья октября... Панно вполне можно использовать как настоящий календарь, который благодаря идее автора не просто фиксирует смену времен, но и создает «портрет» каждого месяца. Например, ноябрь художница проиллюстрировала старыми почтовыми конвертами, марками, фоном для коллажа стала желтоватая плотная бумага, в которую до сих пор пакуют бандероли. Осень - время вспоминать о лете, скучать да перечитывать старые письма. А вот май, напротив, пора надежд и вдохновения: на подрамник натянут холст, чуть тронутый наброском, тут же пара кистей, тюбик из-под краски...

Любопытные произведения декоративного искусства занимают на выставке немало места. Однако «Мастерская солнца - 2010» порадовала еще и крепкой живописью, причем уровень некоторых вещей не ниже, а может, и выше работ молодых мурманских художников-профессионалов.

Анастасия Аршинова показала серию картин, навеянных деревенскими впечатлениями. Покосившийся плетень, усыпанная крупной антоновкой яблоня, изгиб проселочной дороги... Чистые краски, прекрасная композиция и, главное, много воздуха, объема, пространства. Выпускница педагогического университета работает в разных жанрах. Тут и солнечные, сочные натюрморты, и легкие этюды, например «После дождя»: на небольшом картоне умытая только что прошедшим ливнем листва, проблески неба между нависшими тучами, чуть смазанный, словно при взгляде сквозь мокрое стекло, рисунок.

Столь же уверенно пишет однокурсница Насти Анна Крисанова. Девушку вдохновляет родной город: ее мурманские пейзажи отражают знакомое предвесеннее настроение, когда мешаются снег и дождь, когда в заваленных снегом дворах и узких улочках видится какая-то необычная поэзия, а город, умеющий быть и неласковым, и колючим, делается прозрачным и звонким. Когда ветер такой пьянящий, такой дерзкий, что душа невольно наполняется предвкушением радости.

Фото: Брицкая Татьяна
Анна Крисанова. «Межсезонье».
Фото: Брицкая Татьяна
Анна Костелова. Гобелен «Северная осень».
Фото: Брицкая Татьяна
Татьяна Меренкова. Из цикла «Календарь».
Татьяна БРИЦКАЯ