В минувшее воскресенье в областной филармонии состоялся последний в нынешнем сезоне концерт Мурманского камерного оркестра. Звучала светлая элегическая музыка Моцарта и Грига. Наиболее ярким и выразительным акцентом программы стал, как и ожидалось, концерт для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор Моцарта. Впервые выступавшая у нас финская пианистка Ева Хавулехто предложила свою интерпретацию известного сочинения, которая нашла отклик у слушателей (их, к слову, собралось немало - почти полный зал). И возгласы «браво!» в конце исполнения были тому подтверждением.

Как всегда с симпатией встречала публика и главного дирижера оркестра - финна Юкка-Пекка Куусела, настоящего великана с детской добродушной улыбкой. Манера дирижирования Юкки кажется под стать его натуре. Он не навязывает свою волю оркестру, не диктует, а предлагает сотворчество.

- Нет моего «эго» и нет «эго» оркестра, - пытался объяснить он, кстати, на весьма приличном русском, в нашей беседе перед концертом. - Есть стремление помогать друг другу, чтобы играть максимально выразительно.

И это, по его мнению, мурманским оркестрантам нередко удавалось, особенно при исполнении пьес Грига и Сибелиуса. Поэтому у Юкки в планах - запись диска этих сочинений с нашим оркестром.

На своей родине, в Кухмо, он - весьма известная и популярная личность, руководит оркестром Simfonietta Lentua, организует международные фестивали и мастер-классы, преподает. В прошлом году благодарные горожане избрали его человеком года. При обманчивой внешности благодушного флегматика у Куусела весьма деятельная и энергичная натура. Он много концертирует не только как дирижер, но и как баянист (это его вторая специальность, полученная в Академии музыки им. Гнесиных). Трудно даже перечислить все российские города, где он побывал, включая Южный Урал. Только, сетует, до Сибири пока не добрался.

Но к мурманскому оркестру испытывает особую симпатию, считает, что с первого же раза нашел с музыкантами общий язык, и отношение у них к музыке одно, как к святому алтарю. Казалось бы, слишком возвышенные для разговорной речи слова звучат у финского дирижера совершенно просто, естественно, как констатация факта. У него много задумок и планов на будущее. Вот только сбудутся ли они?

Художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов настроен в этом отношении весьма осторожно:

- Финансирование, к сожалению, снижается. Из-за недостатка средств в апреле, например, был отменен концерт симфоджаза, в котором предполагалось участие двух именитых московских музыкантов. Под угрозой и главные события следующего сезона - опера «Любовный напиток» и «Реквием» Доницетти. Филармония, которой в марте исполнилось 35 лет, хотела таким образом достойно, хоть и с некоторым опозданием, отметить осенью свой юбилей…

«Реквием» Доницетти, кстати, Гиваргизов впервые услышал в одном из соборов Италии в 1984 году и с тех пор просто заболел им. Многие годы мечтал о том, чтобы это красивейшее сочинение, посвященное памяти Беллини - великого современника Доницетти, услышали и заполярные ценители музыки. Вот только спонсоров, которые помогли бы получить необходимые на воплощение замысла средства, пока найти не удалось. Пришлось приостановить и переговоры с вокалистами, в том числе из московского театра «Новая опера», по поводу участия в «Любовном напитке».

- Впрочем, будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, - говорит Сергей Гиваргизов. - Ведь «Бал-маскарад» Верди тоже поначалу отменили по финансовым соображениям. Но проблемы удалось решить, и в конце мая эта опера с участием уже хорошо нам известных норвежских солистов прозвучит на мурманской сцене. Оркестр скоро приступит к репетициям, а хор «Амадеус», постоянный участник наших совместных проектов, уже давно в творческом процессе. На этот раз хористам придется особенно постараться - опера будет исполняться на шведском языке! Хочу также похвастаться и тем, что наши артисты второй раз по инициативе Мурманского отделения Союза концертных деятелей приняли участие в очень престижном московском международном фестивале камерной музыки «Весна в России». Что приятно, он носит благотворительный характер: главная цель - просветительская.

На этот раз среди участников фестиваля были известные российские и зарубежные исполнители из Чехии, Германии, Венгрии, Австрии, Японии… Наша певица Раузалия Гиваргизова и пианистка Юлия Феофанова выступили в заключительном гала-концерте в Государственном музее А. С. Пушкина. Они исполнили произведения Вивальди, Глюка, Паизиелло, Беллини и других старинных композиторов. Можно сказать, получился небольшой сольный концерт. Судя по полученной видеозаписи, реакция публики была очень теплой. Как члену оргкомитета фестиваля и художественному руководителю филармонии Гиваргизову этот успех чрезвычайно приятен.

- Что касается наших ближайших планов, - сообщил он, - то до конца сезона кроме оперы Верди любителей музыки ждет еще немало интересного. Например, выступление знаменитого польского пианиста Эдуарда Волянина, концерт питерской певицы и актрисы Натальи Орловой, которая исполнит песни военных лет и старинные русские романсы в сопровождении духового оркестра штаба Северного флота. Известные актеры театра и кино Ольга Кабо и Валерий Баринов привезут к нам поэтическую программу «Любил… Что знаешь ты об этом?». Мурманск станет конечным пунктом путешествия питерского фестиваля классической музыки «Северные цветы»: от Балтики до Баренца». Его участники - вокалисты и инструменталисты из России, Финляндии, Норвегии и Литвы. А солисты и коллективы филармонии порадуют земляков большим праздничным концертом, посвященным 65-летию Великой Победы.

Ольга ДАНИЛОВА