В эту школу - ни ногой...

От новой квартиры в восторге были все. Даже Сережка, зайдя в свою (наконец-то сбылась мечта) комнату, просиял. Он не хотел переезда, понимая, что в девятый придется идти уже в другую школу - через весь город не наездишься… Но после прежней хрущевки новая квартира казалась дворцом.

Знакомые о новой школе отзывались неплохо, особенно о преподавателях физики и математики - как раз то, что нужно для поступления в технический вуз. Но уже через неделю после начала занятий сын поверг родителей в шок: «В эту школу я больше не пойду!». Как они ни старались понять причины, парень явно не хотел их называть. То он очень скучает по друзьям, то школа неуютная, то учителя его не понимают…

- Мне бы твои проблемы! - наконец не выдержал отец. - Пашу как проклятый - долги за квартиру отдавать надо. А тут ты еще со своими фокусами. Не придумывай ерунды - привыкнешь!

Сережка так и не «привык». Становился все более раздражительным, начал грубить. Пошли прогулы, проблемы с успеваемостью, чего прежде не было. Приходя домой, закрывался в комнате и включал музыку погромче.

Через пару месяцев родители разрешили сыну вернуться в прежнюю школу. И, хотя вставать теперь приходилось почти на целый час раньше, расталкивать его по утрам больше не приходилось.

Настоящая причина возникшей ситуации стала известна матери почти через год, совсем случайно. Соседка в разговоре обмолвилась, что наконец-то в школе, где учится дочь, разогнали каких-то хулиганов. Эта группка старшеклассников буквально терроризировала ровесников. И только тогда Сережка признался, что двое, как они именовали себя, «бойцов бригады» оказались его одноклассниками. С первых же дней предметом их насмешек стали и его очки, и худоба, а главное - похвалы учителей за всегда точные и исчерпывающие ответы. До избиений не дошло, но однажды новичка заставили быть свидетелем разборки с парнем из десятого... Жестокость расправы этой стаи с жертвой ужаснула его. Именно тогда и прозвучало его заявление об отказе от новой школы.

Свою Сергей закончил с серебряной медалью, затем поступил в институт. А родители радуются, что в трудный момент поняли и поддержали сына, даже не зная подоплеки.

Сами разберутся

Многим родителям, пожалуй, приходилось в подобной ситуации говорить: «Мне бы твои проблемы» или «Сами разберутся». Но все чаще «детские проблемы» приводят к большим бедам. И «разбираются» в подростковой среде подчас так, что волосы дыбом: жестокие расправы, снятые камерами мобильников не раз попадали в Интернет. И, увы, не всегда «разборки» заканчиваются лишь синяками да ушибами...

Вряд ли кто-либо сегодня может с уверенностью утверждать, что не встречался с насилием, издевательствами в школе. Почти каждый из современных подростков если и не оказывался в роли жертвы или агрессора, то был свидетелем кажущихся безобидными дразнилок, а то и прямой травли, выманивания денег, избиений. Все чаще встречаемся с этой проблемой и мы, взрослые. И не только когда насилие касается собственного ребенка.

Проблема эта отнюдь не только российская - у насилия нет границ. Во многих странах оно уже обрело форму массовых расстрелов в школах или студенческих аудиториях. В США, Германии, Финляндии от вооруженных «разборок» в школах пострадали десятки человек.

Один норвежский подросток сказал: «Не нужно делать многого! Порой достаточно просто улыбнуться кому-то, поприветствовать его - и этим можно предотвратить беду...»

А еще... можно победить не кулаком, а «перетанцевать» конкурента. Хип-хоп, брейк, модерн, музыка и вокал, граффити и фотоискусство - все слилось в первом русско-норвежском танцевальном спектакле под названием «Почему?». Недавно состоялась его премьера в детском театральном центре Мурманска. Зал с трудом уместил всех зрителей, в основном юных. Из самых укромных мест сносились стулья, скамейки и пуфики, но многим все же пришлось смотреть спектакль стоя.

Танец против насилия

- Когда в прошлом году в небольшом городке на юге Финляндии молодой человек начал стрельбу в середине урока, случившееся бурно обсуждалось и в норвежском городке, где я живу, - рассказала режиссер и руководитель проекта с норвежской стороны Регина Расмуссен. - Карашка - городок, где проживают норвежцы и саами. И стычки подростков на национальной почве здесь случались довольно часто. Ко мне пришли девочки 12-13 лет, увлекающиеся хип-хопом, и предложили поставить спектакль, направленный против насилия. Я написала сценарий, нашла серьезную поддержку самых разных людей и в Норвегии, и в России. Например, над спектаклем работал мурманский хореограф Сергей Медведков. Так родилась танцевальная драма «Why?». Она посвящена детям, которых уже нет с нами, тем, кого вовремя не услышали и не смогли помочь. Но и тем, кто может стать причиной других трагедий...

Почему? Почему обычные подростки, еще вчера такие милые детишки, становятся вдруг полными ненависти монстрами или слабыми беззащитными жертвами? Откуда берется насилие? Историю двух девочек, оказавшихся в этих ролях, рассказанная языком танца, с интересом смотрели зрители в Лаксельве, Карашке, Хаммерфесте. Отрывки из спектакля были показаны на фестивале культуры в Хаммерфесте и традиционном молодежном фестивале-конкурсе талантов. Постановка вызвала интерес и одобрение короля Норвегии.

И вот она представлена мурманчанам. На этот раз состав участников танцевально-певческого действа был интернациональным. В нем участвовали россияне и норвежцы в возрасте от семи до двадцати лет. Премьере предшествовали сначала раздельные репетиции в Лаксельве и Мурманске, а затем совместные, с участием более шестидесяти подростков.

Взаимоотношения двух девочек показаны на протяжении нескольких лет: вот они веселые дошколята, затем школьницы, старшеклассницы - беззаботные игры сменяют соперничество тинейджеров, разборки с «не такими, как все»...

Языком танца ребята рассказали, как шаг за шагом одни становятся насильниками, другие - жертвами. Рассказали о том, что происходит за закрытыми дверями домов. Одна девочка безуспешно пытается привлечь внимание матери, постоянно занятой собой и выяснением отношений с мужем, другая столь же безуспешно пытается бороться с алкоголизмом отца и защитить от его кулаков мать и себя. Шаг за шагом она сама становится агрессором среди сверстников и этим поддерживает свой авторитет. Но в итоге эта агрессия направляется против себя же самой, оборачивается желанием свести счеты с жизнью... Та же, которую не удостаивают внимания самые родные люди, полностью теряет уверенность в себе и обречена стать жертвой. И, в конце концов она готова взяться за оружие...

Для многих участников спектакля и зрителей происходившее на сцене было отражением их собственного опыта. И, может быть, это хоть немного поможет им находить выход из сложных ситуаций в реальной жизни, не попадать в положение жертвы или насильника. Или хотя бы не оставаться безучастными свидетелями жестокости.

Фото: Ещенко С. П.
Юния ВАЛАМИНА