Семь человек на сцене, загадочно подсвеченной синим. Они то преображаются в таинственных персонажей в белых балахонах с капюшонами, то тянут от кулисы к кулисе рыбацкую сеть, то устраивают почти уличные танцы, какие можно увидеть на любой площади большого города во время праздников или просто в хорошую погоду. Интереснее всего - сольные номера: каждый танцор «играет» характер, роль, судьбу. Кто-то только пытается выбраться из той самой сети, а кто-то, уже обретя свободу, почти парит над сценой...

Очень емким по содержанию и насыщенным яркими образами получилось выступление, которое увидели мурманчане в минувшие выходные на сцене областного Дворца культуры имени Кирова. «Одиссея» - так назвали свой спектакль французские хореографы Мартин Жоссен и Абденур Белали. Поставили они его вместе с популярной мурманской танцевальной командой «Гаст Лайф». Нынешний год, как известно, объявлен годом Франции в России, и состоявшаяся премьера стала еще одним интересным культурным событием в рамках этого сотрудничества в Заполярье.

Местные танцоры - профессионалы своего дела. На их счету участие в многочисленных фестивалях и конкурсах, работа с известными хореографами и участие в их мастер-классах в Швеции, Дании, Франции. Кроме того, они открывают свои учебные курсы в областном центре, которые неизменно пользуются успехом у молодежи. Однако участие в таком масштабном проекте для них своего рода эксперимент. Ведь «Одиссея» получилась настоящим спектаклем, целостным, законченным произведением.

Именно хореографы убедили ребят из «Гаст Лайф», что на языке танца можно говорить о сложных, подчас философских вещах. Ведь обычно принято считать, что хип-хоп - нечто дворовое и несерьезное. Однако за рубежом современные направления этого танца давно уже вышли на большую сцену, перестав быть экспериментом и став еще одним из инструментов актуального искусства. Так что одной из своих задач участники проекта как раз и ставили цель вывести мурманский хип-хоп на принципиально иной уровень. И судя по горячему отклику зала, который, на удивление для обычно малолюдного мурманского лета, был полон, им это удалось.

На вопрос, почему спектакль назвали «Одиссея», создатели проекта напоминают о древнегреческом мифе, сложенном об этом герое. Боги обрекли его на вечные скитания и путешествия, а главное, что он искал, - пожалуй, любовь и свобода. Именно идея поиска самого себя, своего «я» и стала главной для артистов и хореографов. Весь спектакль - своего рода путешествие, в котором персонажи идут каждый своей дорогой и каждый пытается обрести собственную судьбу.

Очень интересно музыкальное оформление: использованы совершенно не характерные для хип-хопа мелодии, задающие другой ритм и темп происходящему на сцене. Более мелодичная и лиричная, чем это принято для современных танцев, музыка не выглядит чужой, а, напротив, добавляет многогранности и философичности происходящему в «Одиссее».

Участники проекта остались довольны совместной работой - они отметили, что им удалось довольно легко найти общий язык, хотя общение и шло через переводчика. Репетиции продолжались почти полгода, а в перспективе, возможно, появятся и новые спектакли. Что же касается «Одиссеи», то ее, как рассказал присутствовавший на премьере Эдвард де Люмле, директор Французского института в Санкт-Петербурге, ждет большое будущее.

- В июле в Петербурге пройдет фестиваль современного танца, в котором будет участвовать этот спектакль, - отметил он. - Затем его покажут еще в нескольких российских городах, а в январе следующего года он доедет и до Франции. В Сюренне, под Парижем, пройдет традиционный хореографический фестиваль, в программе которого также заявлена «Одиссея». Я думаю, этот совместный проект зрители и критики отметят по достоинству, ведь он того по праву заслуживает.

Юлия МАКШЕЕВА