Закончился театральный сезон. Был он непростым, нервным. Кризис не пощадил владений Мельпомены. То и дело казалось, что театральный занавес плотно закроется. И надолго! Театр Северного флота всю весну сотрясали производственные коллизии, которые иначе как драматическими для коллектива не назовешь. По экономическим причинам уволили значительную часть работников обслуживающих цехов, пришлось расстаться и с некоторыми актерами - ветеранами, о «месте под солнцем» задумался и театральный молодняк. Какие уж тут откровения для души? Элементарно выжить бы... Областной драматический театр чуть запоздало - и материально весьма скромно - отметил свою круглую дату. Здание, чуть подретушированное снаружи, ветшает внутри. Но обновляться капитально опять же не позволяют средства. Упадок экономический грозил сказаться и на творческом настроении коллективов. Но искусство живо парадоксами! Прошедший сезон порадовал своими премьерами. Их было несколько. И почти каждая заставляла задуматься, вызывала зрителя на диалог. А по разговору с театром соскучились и зрители, и, конечно, критики.

Последняя премьера областного драматического «Одноклассники» случилась уже под занавес. Но тем не менее в городе прошел лестный для ее создателей слух: мол, обязательно посмотрите - вещь весьма современная! И действительно. Зрители увидели на сцене узнаваемый общественный срез: преуспевающего в карьере, но глубоко несчастного в личной жизни мэра (актер В. Равданович); молодящегося, не прочь пропустить лишнюю рюмочку священника (В. Морев); в недавнем прошлом талантливого школьного поэта, а теперь вечно голодного бомжа (А. Шпеко); неунывающую, с исправленным «пластикой» носом красавицу (Ю. Шинкевич, К. Ширина); жертву афганской войны - лишенного возможности говорить и двигаться некогда веселого и замечательного паренька, а нынче полного инвалида Ивана (С. Горбунов)…

Вокруг последнего, собственно, и собираются все остальные. Каждый год в день рождения Вани его седеющая мать (И. Рыдзелева) принимает в гости одноклассников сына. Нынешний год особенный - сорокалетний юбилей. Какими же придут в дом безмолвного страдальца-колясочника его друзья и подружки?

Интрига «Одноклассников» стоит того, чтобы о ней не рассказывать заранее. Около трех часов зрителя держит в напряжении выяснение отношений между бывшей возлюбленной Ивана - Светланой Погожевой (А. Будовская) и пожизненно влюбленного в нее друга-соперника Виктора Черметова (В. Равданович). Камнем преткновения становится дочь Светланы - суперпродвинутая девица Оленька (Т. Шагалеева). Кто на самом деле является ее родным отцом? Законный супруг Светланы - попавший в неприятную финансовую разборку коммерсант? Сорящий деньгами налево и направо, готовый ради Светланы и на подвиги и на подлости мэр? Или ее первая сердечная привязанность инвалид-афганец Иван?

Страсти в спектакле разгораются нешуточные, почти сериального уровня! В какие-то минуты действия зрители иронически хмыкают: «Мыльная опера какая-то… Вот тебе и отличница-скромница, с кем только не переспала, оказывается!».

Да, повод для иронии пьеса Ю. Полякова дает. Но она же позволяет поразмышлять о том, куда идет (и к чему уже пришло) наше постсоветское общество в последние двадцать лет. Кем мы все стали сегодня? Где истоки и зримых политических достижений, и невосполнимых моральных утрат?

Вчерашние одноклассники, ерничая, называют себя разноклассниками… Почему? Не потому ли, что стремительно отдаляются друг от друга по социальному статусу? Спектакль, поставленный главным режиссером областного драмтеатра Султаном Абдиевым, ориентирован на разговор со зрителем о смысле существования. О душевной близости между людьми. О долге перед памятью. О сокровенности любви и таланта. О вере и приспособленчестве. О предательстве и дружбе. Новая работа С. Абдиева отчасти напоминает его несомненный успех почти десятилетней давности - спектакль «Конкурс». Там тоже изображался общественный «срез», позволяющий судить о том, какими ценностями современные люди еще дорожат, а какие стремительно предают забвению.

Печально, но с каждым днем мы становимся все равнодушнее. Знаком тотального бессердечия стала в «Одноклассниках» внешне юмористическая, а по сути трагедийная сцена проявленной заботы местного военкомата о судьбе юбиляра. Бравый майор (В. Зайченко) в сопровождении простодушного солдатика (А. Кинк) дарит парализованному Ивану… протез ноги. А когда понимает, что совершил оплошность, то поспешно «исправляет» ее: ножной протез к вечеру сменяется «уникальным» протезом правой руки.

Формальность отношения к человеку стала нормой. Выгода определяет отношения между родственниками. Серенький бывший троечник, поймав конъюнктурную волну, оказывается на гребне общественного внимания. А на обочину жизни скатываются, увы, не самые худшие - наоборот, талантливые, сердечные, душевно уязвимые люди.

Обо всем этом невольно думаешь, когда смотришь новую постановку облдрамы. Она выполнена в ослепительно белых - больничных - тонах (художник Наталья Авдеева). И тем самым как бы напоминает нам о болезни общества в целом, об инвалидности наших душ, о роковом забвении коренных ценностей. «Одноклассники» весьма недвусмысленно заявляют самые смелые темы: о «проституции» чувств, всеобщей «безотцовщине», вынужденном сиротстве плоти и духа.

Думается, в следующем сезоне летняя премьера будет, что называется, набирать обороты и станет одним из самых посещаемых спектаклей театра. Пока же она не без изъяна. Мне показалось, ее авторы довольствуются умозрительным представлением о тех, о ком рассказывают. Персонажам поляковской пьесы, какими их играют мурманские артисты, не хватает жизненной достоверности: каких-то до боли узнаваемых и в то же время сугубо индивидуальных штришков и деталей. В манере говорить, шутить, соблазнять, оправдываться должны узнаваться «наши соседи» - из ближайших блочных девятиэтажек. Молодые исполнители «Одноклассников» старательны, но полного попадания в образ почти ни у кого из них пока так и не состоялось. Помнится, Станиславский, Качалов, Немирович-Данченко много времени проводили на Хитровом рынке, прежде чем начать репетиции горьковской пьесы «На дне». Изучали психологические и бытовые подробности жизни ночлежников. Реализм того требовал! Вот и нашим бы деятелям театра не мешало выйти за пределы репетиционного зала, чтобы на сцене в полной мере заявила о себе жизнь.

Если в изображении современности режиссер Султан Абдиев допустил некоторые просчеты, то с исторической темой в этом сезоне он, несомненно, справился. Лучшим спектаклем года по праву быть названа юбилейная «Кола».

Эта постановка получила на мурманской сцене свое второе рождение. Более двадцати лет назад одноименный роман Бориса Полякова инсценировался и ставился Григорием Михайловым. Многие театралы помнят шумный успех этой исторической эпопеи и потому с чувством некоторого недоверия отнеслись к новой попытке воплотить на сцене историю героической защиты Колы от нападения английских захватчиков. К недоверчивой публике относила себя и я. Но, признаюсь, постановка Султана Абдиева произвела на меня сильное художественное впечатление.

Спектакль неброско красив (художник Н. Авдеева), по смыслу мудр, ансамблево и убедительно сыгран актерами. Сердце сжимаете при виде сереньких деревянных построек на фоне аскетичного северного пространства. Край земли! Здесь даже с каторжан снимают колодки и цепи. Не убегут - уж слишком далеко до центра России. В «Коле» занята почти вся труппа. Приятно удивляет слаженность массовых сцен, запоминаются отдельные актерские удачи. Постановка музыкальна (композитор М. Тавриков, музыкальное оформление - В. Холопов), пластична (балетмейстер В. Выдрин). В танцах сошлись воедино все стихии: Воздух, Огонь Вода. В повадке людей - неторопливость и достоинство истинных поморов.

В центре сюжета - любовная история. Каторжанин Андрей (А. Воронин) уводит у богатого и перспективного Кира Герасимова (В. Равданович) его возлюбленную Нюшку (Ю. Денежкина, О. Трум). Сцены интимной близости сыграны простодушно и пронзительно. Героям невольно сочувствуешь, от души желая им счастья. Но оно, это счастье, капризно и требует за себя иногда слишком высокую плату. Соперничество - жестоко. Измена - мучительна.

События личной жизни переплетаются, как и положено в исторической драме, с событиями национальной важности. С замиранием сердца следят мурманчане за тем, как развиваются исторические события в «Коле». Спектакль, похоже, всколыхнул у северян патриотические чувства. Защита маленькой деревянной Колы приобретает в постановке значение не столько политическое, сколько нравственное. Можно ведь без особого риска для жизни сдаться на откуп интервентам. Именно к такому шкурному интересу склоняет колян малодушный перебежчик Смольков (А. Худяков). Но у горожан нет и мысли о пощаде. Они готовы стоять за Колу до последнего.

Сцены, когда руководство города (Шешелов - В. Журавлев) принимает решение держать оборону своими малыми силами, рискуя при этом безопасностью женщин, стариков и детей, выдержаны в суровых тонах. Залу передается нервное напряжение тягостного ожидания первого удара по городу с позиций неприятеля... Но случается невероятное! Англичане развернули свои корабли и ушли, признав тем самым моральное превосходство русских.

Спектакль «Кола» - безусловная удача всей труппы областного драматического. Хочется, чтобы его репертуарная жизнь была долгой. Он достоин того, чтобы стать театральной визитной карточкой нашего края, им по праву можно гордиться.

Героев выбирают героини:

Героев выбирают героини (начало) "Мурманский вестник" от 23.07.2010

Героев выбирают героини (продолжение) "Мурманский вестник" от 26.07.2010

Героев выбирают героини (окончание) "Мурманский вестник" от 28.07.2010

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель