Легко ли быть женщиной? «Не знаю, не пробовал» - так может ответить примерно половина человечества. Так уж исторически сложилось, что большинство творцов - мужчины. А для нас женщины являются объектом страсти и - заранее извините! - предметом искусства. Поэтому в «Отелло» («Россия К», воскресенье, 10.40) главный персонаж - «мавр» Сергей Бондарчук, который неполиткорректно душит свою реальную и экранную жену Ирину Скобцеву - Дездемону из-за неаккуратного хранения последней носовых платков. Французы, известные женолюбы и жмоты, режиссера Сергея Юткевича в Каннах признали лучшим по профессии, а фильм номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».

Оно, конечно, шекспировские времена были кровавыми. Прямо скажем - дрянь эпоха. Правда, на английском троне тогда (да и сейчас) сидела женщина. И все же нынче к представительницам слабого пола относятся как-то добрее. Хотя, можно ли назвать главную героиню «Малышки на миллион» («Первый», четверг, 23.30) слабой? Все-таки тетенька работает боксером… Бьет, так сказать, товаркам по полу лица и тела. Ничем хорошим это, естественно, закончиться не может. Тут мы имеем четырежды оскароносную драму, которую снял крутой мужик-натурал Клинт Иствуд.

Ну а женщина-режиссер Шэрон Магуайр о тяжелой бабской доле сняла комедию-мелодраму «Дневник Бриджет Джонс» («Первый», понедельник, 23.30). Это английский вариант «Истории Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж». Слезы и сопли в кинозалах лились ручьями (тут надо бы сказать об актерском и женском подвиге Рене Зеллвегер, которая для роли нажрала 12 кило, но мы этого делать не будем). Слезы, сопли и лишние кг принесли создателям славу и 282 миллиона долларов.

Женская тема остро интересует и испанского режиссера Педро Альмодовара. Что немного странно, ведь дон Педро, как бы это помягче сказать… гей. А тем не менее все его фильмы о женщинах: «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки», «Женщины на грани нервного срыва», «Все о моей матери», «Поговори о ней», не исключение и «Возвращение» («Петербург», понедельник, 2.15). Страсть, танго, труп, кровь, черный юмор - там всего понамешано. Фильм номинировался, похоже, на все кинопремии, которые только существуют в мире. Женские образы один другого ярче. Блистает и Пенелопа Крус, и Кармен Маура, и Бланка Портильо (которая в исторической ленте «Капитан Алатристе» сыграла мужчину, ну, как мужчину - монаха-инквизитора).

Да, а женщиной быть нелегко. Но это известно и без дона Педро.

Понедельник

В 1969 году на двух противоположных концах Земли были сняты два фильма, беззаветно любимые в СССР. Первый - лучший советский истерн «Белое солнце пустыни», роль Федора Сухова в котором блистательно исполнил Анатолий Кузнецов. Второй - вестерн «Золото Маккенны», завоевавший почетное четвертое место по посещаемости среди иностранных фильмов в советском прокате. Так вот Анатолий Кузнецов засветился и в нем - именно его голосом с наших экранов говорил обаятельный бандит Колорадо. Так этот бандюган в памяти и отложился: лицо Омара Шарифа и голос красноармейца Сухова. А еще «Золото Маккенны» - это, конечно, песня «Вновь золото манит нас» в исполнении Валерия Ободзинского. Ностальгируем в понедельник, в 1.20, вместе с «Первым»!

Тут недавно нам показывали «Африканскую королеву», снятую Джоном Хьюстоном. Говорят, что на съемках режиссера больше занимала не работа, а охота на слона. Эта легенда воплотилась в фильм «Белый охотник, черное сердце», снятый Клинтом Иствудом. Не удивляйтесь: чтобы не попасть в суд по иску в клевете, авторы фамилию Хьюстон поменяли на Уилсон. Есть в этом фильме вложенная в уста главгероя фраза, которая выражает творческое кредо и Иствуда, и Хьюстона: «Я не позволю восьми миллионам поедателей попкорна дергать меня за ниточки» («Россия 1», 1.25).

Вторник

«Мой друг Иван Лапшин» - я не люблю этот фильм Алексея Германа. Но уважаю труд и режиссера, и актеров, каждый из которых отработал на все 100. Не помню такого Андрея Миронова. И, конечно, Андрей Болтнев («Петербург», 8.20).

Среда

У английского фильма «Скандандальный дневник» и советского «Чужие письма», как ни странно, немало общего, хотя их разделяет 30 лет. В первом одинокая пожилая учительница (блистательная Джуди Денч) ищет дружбы своей молодой коллеги и почти случайно узнает ее тайну… Во втором молодая учительница поселяет у себя дома ученицу из неблагополучной семьи… Есть ли у тебя право вершить жизни других людей? Ответ на этот вопрос по-своему ищут создатели обеих лент. К счастью, идут они друг за другом («Первый», 23.30, «Россия 1», 1.20).

Там же, на «Первом», в 1.10, классическая мелодрама с Кэри Грантом и Деборой Керр «Незабываемый роман», которая кусками цитируется в «Неспящих в Сиэттле».

Но начать и закончить среду лучше на «Петербурге». Утром, в 8.20, замечательно добрая драма Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Большая драматическая роль Юрия Никулина. И шедевр Ларисы Шепитько «Восхождение». Если вы по какой-то нелепой случайности не видели этот фильм, смотрите обязательно. Сюжет этой трагедии по-евангельски прост: двое партизан попадают к немцам в плен, один выбирает Голгофу, второй иудину осину. Не случайно на Берлинском кинофестивале создателям помимо главного приза достались награды и от евангелического жюри, и от Международной католической организации. Иконописен Борис Плотников, а Владимир Гостюхин очень точен в роли «мрази человеческой» (1.45).

Четверг

И опять «Петербург». В 8.20 революционная драма Глеба Панфилова «В огне брода нет». В главной роли, естественно, Инна Чурикова, всегда разная и одинаково талантливая.

Поразительно, но давным-давно он был малоизвестным актером, каких сотни, пробивался, снимаясь во всяком мусоре, даже писал сценарии. Он - это Джек Николсон, великий и ужасный. Посмотреть на него, молодого и совсем незнаменитого, можно в 22.30 - «Побег в никуда». Это вестерн.

Хотите беззлобно посмеяться? Пожалуйста - в 3.00, «Мой лучший любовник». Она деловая дама «за 30», есть у нее парень, много моложе. Что ее и беспокоит. «Не парься! Все ОК!» - убеждает ее подруга-психоаналитик. Убеждает до тех пор, пока не узнает, что любовник подруги… Нет, дальше рассказывать не буду. А то побьете.

Пятница

Недавно к нам в Мурманск на кинофестиваль приезжал актер, сценарист и режиссер Александр Адабашьян. А теперь мы можем увидеть Александра Артемовича во всех его ипостасях. Благо, повод имеется: 10 августа ему исполняется 65. Поэтому на «России К» в 21.50 снятая им по его же сценарию мелодрама «Мадо. До востребования». А в 8.20 на «Петербурге» мелодрама же еще ничем не утомленного Никиты Михалкова «Пять вечеров» с Адабашьяном-актером и сосценаристом.

Какая связь между жизнью и искусством? Да прямая! Вот Джеймс Белуши в 81-м году снялся в эксцентрической комедии «Соседи» («Первый», 2.10), где его героя-бедолагу допекают эти самые соседи. А в 2004-м Белуши подал в суд 4-миллионный иск на свою соседку Джули Ньюмар (индианка Хэш-Ке из «Золота Маккенны»). Уж больно та громко музыку слушала. Да и вообще - достала!

Суббота

В то время, как пьяница и шовинист Мэл Гибсон пересчитывает зубы своей жене Оксане Григорьевой (в первозданном девичестве носившей пророческую фамилию Чернуха), «Первый» сначала показывает мистический триллер с Гибсоном «Знаки» (0.10), а затем и вовсе намекает: «Укрощение строптивой» (2.10). Там, кстати, главроли исполнили Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, чья реальная супружеская жизнь тоже проходила «весело».

Воскресенье

Чудная, чудная Екатерина Васильева! И неважно, что сегодня ей уже… Сказал ведь - неважно! Просто посмотрим на нее в неспешной мелодраме «Мой осенний блюз» (ТВЦ, 18.50) или в гротескной сатире «Визит дамы» («Россия К», 20.00).

Ну, а тем, кто любит «погорячее», пожалуйста, на «Первый». В 23.30 классика гангстерского кино - «Лицо со шрамом»: 42 трупа, горы кокаина, развенчание (?) порока.

Спокойной ночи!

Петр БОЛЫЧЕВ