Эх, не везет нашему брату с синематографом! Ведь как журналистов показывают в кино? Если фильм наш - это зануда в галстуке, талдычащий политически грамотные банальности (советская эпоха), или потрепанный жизнью алкоголик, вымогающий деньги за непубликацию клеветона (наше время). Если лента голливудская - журналисту отводится роль дебила, задающего дурацкие вопросы, или того хуже - аморального ублюдка, справедливо получающего в нос («Крепкий орешек»).

Нет, конечно, есть и приятные исключения: «Журналист» Сергея Герасимова или «Римские каникулы», где у сыгранного Грегори Пеком забулдыги-репортера под занавес совесть и порядочность берут верх над жадностью и профессиональным долгом. И все же…

Пронырливый репортер Леон Бернштейн запечатлел на пленку кровавые разборки нью-йоркской мафии. Это завязка сюжета «Фотографа» - добротного криминального триллера. Очень неплох в главной роли Джо Пеши («Первый», понедельник, 0.40).

В «Пограничном городе» героиня Дженнифер Лопес целеустремленно ищет приключений именно на то место, которое Джей Ло застраховала на 5 миллионов. Ведь она честная журналистка из Чикаго, которую волнует серия загадочных убийств женщин в Мексике. Если бы не деревянная игра Лопес, получился бы почти неплохой политический триллер, обличающий бездушный мир капитала («Первый», среда, 1.00).

«Послание в бутылке» наводит на мысль, что в этом их Чикаго журналистам ну совершенно не о чем писать! Иначе с какого перепугу репортерша понеслась через полстраны разыскивать мужика, который пишет раздирающие женскую душу письма, запечатывает в бутылки и бросает в море? Самый слезоточивый фильм недели. Нестареющие (почти) красавцы Кевин Костнер и Пол Ньюман («Россия 1», четверг, 0.10).

Прав, ох, прав был Костик из «Покровских ворот»! «Искусство по-прежнему в большом долгу!» По крайней мере, перед журналистами.

Понедельник

Даже великие фильмы имеют свойство с течением времени утрачивать свое величие в глазах массового зрителя, оставаясь чем-то вроде памятников архитектуры для ценителей и знатоков: красиво, конечно, но сейчас так не строят и жить там не очень-то удобно. «Остановился поезд» творческого тандема Вадим Абдрашитов-Александр Миндадзе великим назвать трудно. Но он какой-то вневременной, что ли… 30 лет назад неспешная драма о расследовании гибели машиниста поезда была удостоена Госпремии РСФСР - за разоблачение отдельных недостатков в движении к светлому будущему. 10 лет спустя ее взахлеб хвалили перестроечные демократы - за вскрытые язвы тоталитаризма. Она и сейчас смотрится актуально, ведь речь об извечных бедах России - дураках и дорогах. Пусть и железных («Россия К», 10.55).

«Полицейский из Беверли-Хиллз» и его продолжения прославили Эдди Мерфи, принесли ему любовь миллионов зрителей и эверест денег. А вот наград в его карьере негусто, разве что «Золотые малины» в очень множественном числе (СТС, 22.00).

Вторник

Яков Протазанов - один из тех, кто стоял у колыбели российского кино - «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена». А сегодня в 10.45 на «России К» можно посмотреть его малоизвестную комедию «Дон Диего и Пелагея». Как любят писать кинокритики, «фильм снят на основе реальных событий» - по газетному фельетону Александра Зорича. Начальник крохотной железнодорожной станции арестовывает старушку за переход рельсов в неположенном месте…

Главные персонажи исторической драмы «День, ночь. И потом рассвет» - император Фридрих II и будущий святой Франциск Ассизский. Первый в беседах со вторым ищет смысла жизни «Россия К», 23.50).

В Молдавии - мятеж. Спасти президента, а заодно и демократию, может только американский спецназовец. Это сюжет «Второго в команде» («Россия 1», 0.45). Сюжет «Пробуждения смерти» еще проще: «Я мщу и мстя моя ужасна!» (ТВЦ, 0.35). Стоит ли говорить, что и в той, и в другой галиматье в главных ролях снялся Жан-Клод Ван Дамм?

Среда

Кавалерственная дама Ордена Подвязки баронесса Маргарет Тэтчер в XX веке была самым «долгоиграющим» премьер-министром Великобритании. От советских СМИ за «пещерный антикоммунизм» получила титул «Железная леди». Она и в самом деле была из стали: в 1984 году террористы из ИРА взорвали гостиницу в Брайтоне, где Тэтчер жила во время съезда консервативной партии. Несколько человек погибли, но леди осталась в отеле, а на следующий день произнесла запланированную речь на съезде. Ее рейтинг за день вырос с 40 до 50 процентов.

Сегодня баронессе Тэтчер исполняется 85. А «Первый» в 23.50 покажет документальную ленту «Женщина на вершине власти».

Легкий, искрящийся, французский - это все о «Мольери» («Петербург», 3.00). Режиссер Лоран Тирар не скрывает, что вдохновлялся «Влюбленным Шекспиром». Получилось даже лучше.

Четверг

Босая, беременная и на кухне - именно такой мечтают видеть женщину многие мужчины. Получается все реже - эмансипация, знаете ли. А уж от Эрин Брокович вы этого точно не дождетесь. Закончив университет, она выиграла конкурс красоты «Мисс Тихоокеанское побережье». Потом «дослужилась» до матери-одиночки с тремя детьми и клерка в мелкой юридической конторе. А потом… Нет, не скажу, иначе вам будет неинтересно смотреть «Эрин Брокович». А роль самой реальной Эрин - аж за 20 миллионов долларов! - сыграла Джулия Робертс. И получила за нее «Оскар» («Первый», 0.50).

«Мужчина и женщина» тоже заработал «Оскар», даже два. А еще каннскую «Золотую пальмовую ветвь». Немудрено. Режиссер-то сам Клод Лелуш. Ну, и музыка Франсиса Лэя (НТВ, 2.05).

Пятница

«Сны о России» показывают нечасто. Режиссер-японец снял его по роману писателя-японца. Удивительные приключения в России XVIII века 17 японских моряков, затянувшиеся на долгие 9 лет. Среди актеров из Страны восходящего солнца не затерялись Олег Янковский и Юрий Соломин. А Екатерину II исполнила Марина Влади («Россия К», 19.45).

Отличный фильм «Мыс страха». Только не спешите говорить, что видели его. Вы видели тот, что снял Скорсезе. А это оригинал. В главных ролях Грегори Пек и Роберт Митчум («Первый», 1.50).

Суббота

Как нынче принято писать в интернетах, «Россия К» доставляет. Дважды, в 10.40 и 23.55, можно вернуться в 60-е: «Мой младший брат» - экранизация известнейшей повести Василия Аксенова «Звездный билет». Далеко не юный Александр Зархи как-то очень естественно воспринял новую эстетику. Первые роли Олега Даля и Александра Збруева. Да и Олег Ефремов с Андреем Мироновым еще совсем не звезды. И музыка Микаэла Таривердиева.

В 16.30 - знаменитый «Ревизор», поставленный в Сатире Валентином Плучеком. Восторг души.

А в 21.30 - очень спорная американская документалка «Мост»: режиссер Эрик Стил рассказал истории 24 самоубийц. А после просмотра - обсуждение: о границах творческой вседозволенности и этике спорят священник, психолог, критик и социолог.

«Петербург» повторяет недельной давности опыт с «Тихим Доном». На этот раз нон-стопом с 16.30 до 22.55 «Щит и меч». А на «Первом» - «В ночи», комедийный боевик Джона Лэндиса. Это форменное хулиганство: Лэндис резвится, как хочет - в мелких ролях снял аж 17 кинорежиссеров. Это и Роже Вадим, и Пол Мазурски, и Дон Сигел, и Дэвин Кроненберг, и Джонотан Демми. Просто какой-то телефонный справочник Голливуд-Хиллс, а не титры. Но фильм получился любопытный (2.40).

Воскресенье

Не лень встать в 6.10 и включить «Первый» - ведь там совершенно чудный «Два Федора» Марлена Хуциева, а на ДТВ в 9.40 - данелиевский «Мимино».

Патрик Девэр и Жерар Депардье были друзьями не разлей вода. До 16 июля 1982 года, когда 35-летний Девэр разнес себе голову из охотничьего ружья. По-моему, Патрик был куда талантливее Жерара. А прославил их обоих фильм Бертрана Блие «Вальсирующие». Это он так в нашем прокате называется. А во французском «Les Valseuses» - слово не очень цензурное. Как бы перевести помягче? О, знаю: тестикулы. Как вы догадываетесь, фильм совсем не детский, он в каком-то смысле ставит точку на «бурных 60-х». Точка получилась жирная.

Спокойной ночи!

Петр БОЛЫЧЕВ