Нынешняя теленеделя свела вместе двух очень разных людей. Один, незаконнорожденный сын маркиза Джузеппе де Куртиса, появился на свет в нищем квартале Неаполя. Уже 35-летнего его усыновил другой маркиз - Франческо Гальярди Фокос, через 4 года настоящий папочка решил признать сына своим. Второй был явлен миру в семье известнейшего поэта, лауреата и кавалера всего и вся, с младых ногтей был окружен любовью и заботой.

Первый, будучи противником монархии и демократом, по суду добился права на пышные титулы герцога Палатинского, графа Македонского и Иллирийского, князя Константинопольского, Фессалийского, Молдавского, Пелопонесского и прочая, и прочая… Добился лишь для того, чтобы показать миру никчемность титулов и аристократии. При этом, разбогатев, он всю последующую жизнь помогал неимущим артистам, а благодарные коллеги звали его Принц.

Второй, судом отстоял право возглавлять Союз кинематографистов - тех, кого окрестил «театром лилипутов», он называет себя столбовым дворянином, а недоброжелатели кличут его Барином.

Первый носил сценическое имя Тото и по праву считается лучшим комиком итальянского кино. Оценить его талант можно в субботу - на «Петербурге» в 0.35 «Операция «Святой Януарий». Хоронили его трижды: сначала с Тото прощался Рим, потом родной Неаполь, а через несколько дней после похорон пустой гроб еще раз пронесли по беднейшим кварталам Неаполя, чтобы последнюю дань могли отдать все.

Второй живее всех живых. 21 октября Никита Сергеевич Михалков справит 65-летие. А нам покажут почти все его - актерские и режиссерские - удачи. Солнечный мальчик Коля в «Я шагаю по Москве» (ТВЦ, 9.05), обаятельный негодяй Брылов в «Свой среди чужих, чужой среди своих» («Россия К», 0.10). Такой масштабный человек, как Михалков в рамки одного юбилейного дня не вмещается. Поэтому - без всякой иронии! - наслаждаемся почти гениальными «Без свидетелей» («Россия К», вторник, 23.50), «Неоконченной пьесой для механического пианино» («Первый», среда, 23.50) и «Несколькими днями из жизни И. И. Обломова» («Россия К», воскресенье, 19.55). Плюс снятая братом юбиляра «Сибириада» («Россия К», среда и четверг, 23.45). Еще бы «Ургу» и «Родню» - для полного счастья. Но вместо этого жирная клякса - «Статский советник» («Первый», суббота, 13.20). И, что характерно, никаких «12», «Утомленных» и «Цирюльников»…

Понедельник

Что за напасть?! Опять «Васаби» (СТС, 22.00), да еще и приправленный якобы пародией «Гитлер капут!» (ТНТ, 21.00). К счастью, есть очень крепкий криминальный триллер «Под прикрытием» (НТВ, 1.50). И любопытно взглянуть на решительно отказывающуюся стареть Ким Бейсингер в канадской драме «Трон для русалки» («Первый», 2.40).

Вторник

«Станица Дальняя» - довоенная комедия с «вредительским» сюжетом: кубанские казаки, бросив уборочную на стариков и баб, ринулись в разгар страды участвовать в армейских маневрах. Бравый Николай Крючков, юная Зоя Федорова, а Сергею Филиппову как обычно досталась роль счетовода («Россия К», 10.45).

Там же в 14.10 начинают (закончат в пятницу) показ отличного мини-сериала по роману Ф. М. Достоевского «Подросток».

Очень популярный кантри-исполнитель Дуайт Йокам (25 миллионов проданных пластинок) засветился сразу в двух криминальных боевиках: «Придорожное заведение» и «Адреналин» («Первый», 0.40, и «СТС» - 22.00). В первом побольше смысла и морали, во втором - чистого, как адреналин, экшена.

«Ничего святого» - вовсе не о разоблачении пороков, это вполне невинная комедия о журналисте и барышне. Проштрафившегося жуликоватого репортера ссылают в отдел некрологов. В жажде реванша он выдумывает историю о девушке, умирающей от отравления радием. В заглавной женской роли голливудская звезда с трагической судьбой Кэрол Ломбард («Петербург», 0.50).

Там же чуть раньше, в 22.30, вполне забавная комедия с еще молодым Челентано «Серафино».

Среда

В 1975-76 годах по обвинению в принадлежности к ИРА и организации ряда терактов к длительным срокам заключения в Англии были приговорены семь ирландцев, в том числе отец и сын Конлоны. Годы спустя методы следствия и судебного процесса были поставлены под сомнение. Итогом нового разбирательства стало освобождение - тех, кто до него дожил. «Во имя отца» был снят по книге мемуаров Джерри Конлона. Главные роли потрясающе исполнили Дэниел Дэй-Льюис, Пит Постлтуэйт и Эмма Томпсон. Фильм одновременно смотрится как обвинение бездушной государственной машине и гимн справедливости. Немудрено, что его номинировали на семь «Оскаров», пять «Золотых глобусов», а на Берлинском фестивале удостоили «Золотого медведя». Но вот закавыка: да, нарушения законности во время следствия действительно были, но были ли осужденные невиновны? Тот же Конлон признает, что мальчишкой состоял в ИРА, но потом, мол, его «выгнали». Неудивительно, что британский киножурнал «Сайт энд Саунд» так отозвался о драме «Во имя отца»: «Бессовестное ирландское мифотворчество» («Первый», 1.50).

Четверг

Энтони Мингелла - мастер романтической драмы («Английский пациент» и «Холодная гора»). «Вторжение» - фильм из этого ряда. Любовь - сложное и запутанное чувство - играют традиционные «мингелловские» Джуд Лоу, Жюльет Бинош, а также Робин Райт-Пенн и Мартин Фримен («Ватсон из нового «Шерлока Холмса»). Это последняя работа Мингеллы, через год после премьеры он скончался («Первый», 0.50).

Пятница

Две «Золотые малины» - худшему фильму и сценарию - достались романтической мелодраме «Коктейль». Негативная реакция критиков не помешала ленте собрать в прокате кучу денег, а Тому Крузу на долгие годы стать кумиром молоденьких девочек («Первый», 2.00).

«Правое дело» - лихо закрученный юридический триллер с неожиданной (для неопытного зрителя) концовкой. Как всегда на уровне Шон Коннери, очень хорош Эд Харрис, точен Лоуренс Фишберн (НТВ, 0.50).

«Комедия ошибок» - это и целый сценический жанр, и название пьесы Шекспира, данному жанру и положившему начало. А еще это название советской комедии об удивительных приключениях двух пар близнецов. Сюжет – шекспировский («Петербург», 0.40).

Суббота

Плохое вино с годами прокисает, хорошее - только лучше становится. У нас сразу два вестерна. «Король и четыре королевы» - на ферме живут старушка - черт в юбке - и ее четыре невестки - вдовы бандитов, ограбивших банк. Около дамочек кружит красавец ковбой (Кларк Гейбл). Что он там забыл? Так ведь награбленное мужьями вдовушек так и не нашли…

Джон Стерджесс - классик вестерна, именно он снял «Великолепную семерку». Его же «Джо Кидд» - ничуть не хуже, отличная работа исполнивших антагонистов Клинта Иствуда и Роберта Дювалла («Петербург», 11.20, и «Первый», 2.50).

Конфликт продюсера и режиссера - дело нередкое. 99 раз из 100 победителями в споре «деньги против искусства» выходят первые. Но случаются и исключения. И, как в каждом бою, крайне редко мы видим ничью. Именно так и вышло с «Расплатой». Снимал этот жесткий триллер-нуар Брайан Хелгеленд. Продюсеры вмешались - уж больно кровавое выходило кино, рисковали получить возрастное ограничение в прокате, тогда тю-тю денежки. Хелгеленд ушел, монтаж отработал другой режиссер. Вышел очень неплохой фильм. Семь лет спустя Хелгеленд добрался до архива и все перемонтировал. Редкий случай: продюсерская версия длиннее режиссерской. Нам, конечно, покажут ту, что менее кровава (НТВ, 0.45). Мэл Гибсон, избивая в соответствии с ролью свою киношную жену, так увлекся, что сломал Деборе Ангер два ребра. Десять лет спустя он уже не на экране, в жизни выбьет зуб Оксане Чернухе.

Воскресенье

После серии скандалов карьера Гибсона резко пошла вниз. Поговаривают, что ему конец. Тем интереснее посмотреть его последнюю работу - эпический «Апокалипто» (СТС, 22.50).

На молодых, безумно красивых и влюбленных Роми Шнайдер и Алена Делона можно смотреть до бесконечности. К сожалению, лихо закрученная криминальная драма «Бассейн» идет всего два часа («Петербург», 23.20).

Спокойной ночи!

Петр БОЛЫЧЕВ