Театр, который в минувшие выходные побывал на гастролях в Мурманске, очень необычен. Судите сами - в своих спектаклях артисты не используют ни декорации, ни костюмы, выступают на затемненной сцене и сами при этом одеты в темное. А главным их актерским инструментом становятся руки - появляясь на подмостках, исполнители просто закатывают рукава своих рубашек - и все, готово. И такая вот аскетичность форм вызывает прямо-таки восторг у зрителей. Чем берут?

Северяне, которые воочию увидели санкт-петербургский театр пластики рук «Hand made» на мурманской сцене, были единодушны во мнении - артисты подкупают в первую очередь искренностью, куражом, желанием и умением подарить публике настоящий праздник. Один из спектаклей, который они показали в областном центре, так и назывался - «Потехе час». Он ориентирован на семейный просмотр, а потому детей в зале было очень много, и их реакция стала лучшим показателем успеха.

- У меня нет слов, как понравилось, - поделилась со мной одна из девчонок и тут же слова эти нашла в большом количестве: - Тигр классный! И байкерша очень красивая! А еще про утку и яйцо очень смешно было! Я бы тоже так хотела уметь!

«Так уметь» - на самом деле непросто. Художественный руководитель театра заслуженный артист России Андрей Князьков, стараниями которого в 2007 году и был создан «Hand made», своих будущих актеров растил со студенческой скамьи.

- Я должен был с самого начала научить их тому, что необходимо для работы в таком жанре, - объяснил он. - А нужно уметь думать руками! Ведь это только со стороны может показаться, что ничего трудного в нашей работе нет - бегай по сцене да руками размахивай. По существу, это не столько техника, сколько особый способ мышления, требующий хорошо развитого пространственного воображения. Нужно представлять, как все это увидит зритель со своего места, надо сделать так, чтобы такой формат удерживал внимание публики в течение всего спектакля.

Как рассказал Андрей, театр родился, как и многое в нашей стране, от бедности. Князьков преподавал в театральной академии, на отделении кукольников, у которых курс пластики рук является одной из важнейших учебных дисциплин на начальных курсах. После того как курс закончен, сдается экзамен.

- Нам выделили аудиторию, - вспоминает Андрей, - в которой ничего не было - ни ширмы, ни кулис, просто голые четыре стены. Ну что там можно сделать интересного? А надо! И я выкрутился, придумал такой мини-спектакль, «Игру в 44 руки», для которого никакой вспомогательный реквизит был не нужен. Спектакль понравился, и так получилось, что появился новый принцип, который взяли за основу все остальные сдающие экзамен. А я подумал, что из этого может выйти нечто большее.

Актерами стали студенты, у которых Андрей Князьков преподавал. Они мыслили на одной волне со своим учителем, они готовы были придумывать сценки, творить в таком непривычном для многих жанре. Театр с самого начала существовал по студийному принципу - пьес здесь не пишут и не ставят, да их и вообще в мире не пишут и не ставят. Труппа очень компактна - худрук, режиссер Светлана Озерская, десять актеров и директор Виктория Шепель. Благодаря этому театр мобилен и с удовольствием участвует в самых разных фестивалях, много гастролирует.

Наиболее ярким впечатлением стало участие в прошлом году в Неделе петербургской культуры в Каннах, где артисты работали с самой Мирей Матье и получили от нее приглашение открыть в 2010-м карнавал в Венеции. Очень тепло принимали ребят в Финляндии, где на их представление пришла и сама госпожа президент Тарья Халонен, хотя ее, как говорят, очень сложно заманить на всякие культурные события - просто нет времени. Впрочем, «Hand made» везде встречают радушно - еще и потому, что театру не приходится преодолевать языковой барьер.

Язык жестов действительно понятен всем, и при помощи рук, кистей и пальцев актеры создают фигуры людей и животных, пишут слова. Но питерцы используют в своих спектаклях другие приемы, которые позволяют буквально из ничего создать на сцене зрелище - это и пластические представления, и клоунада, и пантомима, и кукольная эксцентрика. Из собственных тел складывают то мотоцикл, которым управляет та самая байкерша, что так запомнилась юной зрительнице, то автомобиль - причем создается полная иллюзия стремительного движения. Или, казалось бы, чего проще - на указательный палец надевается шарик-голова - и вот уже готова шеренга новобранцев. Ну а когда на сцене возникла «рукописная» надпись «Привет, Мурманск!», аплодисменты зрителей не смолкали очень долго. Так же тепло приняла публика и второй спектакль - «Вива, Италия!».

- Аналогов нашему театру в мире, пожалуй, не существует, - отметил Андрей Князьков. - Когда мы уже начали работать, нас пытались копировать, делать что-то подобное, но мало что удалось. А вообще коллеги к нам относятся довольно тепло, поддерживают и хвалят. Ну, возможно, просто не видят в нас конкурентов? Все-таки мы очень специфическое явление.

Кстати, специфика проявляется даже в мелочах - ведь и трудности, с которыми сталкиваются актеры, тоже весьма своеобразные. Например, буквы, которые они складывают из рук, самим им видны в зеркальном отражении - а это усложняет задачу. Ребята не видят картину, которая ясна зрителю, целиком, а только свой фрагмент. Да и просто не запутаться в руках-ногах - тоже та еще сложность: поначалу, говорят, оттаптывали друг другу конечности. Принимая во внимание все эти детали, начинаешь понимать, почему актером этого театра может стать далеко не каждый.

- Да, к нам частенько обращаются люди с улицы с просьбой взять их в коллектив, - прокомментировал Андрей Князьков. - Мы вынуждены отказывать. Поначалу еще надеялись, но потом убедились, что этому надо учиться, причем серьезно. Люди пытаются что-то подобное придумывать самостоятельно, но это далеко от того, чем занимаемся мы.

Недавно театр пригласили участвовать в популярной телепрограмме «Минута славы», где они произвели сильное впечатление на жюри. Теперь претендуют на главный приз - миллион рублей. Говорят, если повезет, истратят эти небольшие для коллектива деньги на поездку на фестиваль в Эдинбург.

А вот о том, приедет ли «Hand made» еще раз в Мурманск, рассказал генеральный продюсер кинофестиваля «Северное сияние» Юлий Малакянц:

- Зрители тепло приняли театр еще весной, на открытии фестиваля, - рассказал Юлий Малакянц. - Поскольку мы решили в период от одного «Северного сияния» до другого устраивать в Мурманске самые разные гастроли и концерты в рамках программы «Эхо фестиваля», то северян, я уверен, ждет еще немало интересных встреч. А «Hand made», возможно, приедет сюда еще раз, теперь уже с гастролями по городам области.

Фото: Ещенко С. П.
Театр пластики рук «Hand made»
Фото: Ещенко С. П.
Театр пластики рук «Hand made»
Фото: Ещенко С. П.
Театр пластики рук «Hand made»
Фото: Ещенко С. П.
Театр пластики рук «Hand made»
Фото: Ещенко С. П.
Театр пластики рук «Hand made»
Юлия МАКШЕЕВА