Честно признаюсь, к появлению сайта «МурманЛит» - первого в нашей области совершенно, без примесей, литературного, я отнесся несколько настороженно. Слишком уж часто подобные литературные интернет-площадки становятся своеобразной лазейкой для графоманов - стопроцентной возможностью напечататься. Опубликовать свои «бессмертные» творения, пусть зачастую они того и не стоят.

Всемирная сеть вообще атакует - ее все больше и больше в нашей жизни, в том числе и литературной. Иные «властители дум» даже поговаривают о том, что, мол, и книг скоро не будет - один Интернет. Однако традиционные, отпечатанные привычным типографским способом книги пока живут. Более того, для многих «писателей» из Сети таковые - мечта, причем зачастую неосуществимая. Все потому, что правильно сделанная книга - это всегда проверка текста, того, насколько он хорош. Книга - это признание достоинств этого самого текста. С радостью восприняли возможность напечататься не в бездонном и подчас дурнопахнущем интернет-пространстве, а на обычной бумаге, при помощи испытанных станков Гуттенберга, пусть и современных, и участники «МурманЛита». Совсем недавно увидела свет книжица «МурманЛит» off-line», куда вошли избранные произведения авторов этого сетевого ресурса.

Но сначала несколько слов о самом сайте. Его два года назад создал Михаил Соловьев - молодой, в общем, ничем не примечательный мурманчанин, хороший компьютерщик. Повод - самый банальный: бросила его девушка, ей-то и посвятил свой проект. Заслуживающее уважения отношение к трудностям: не плакать, а работать, делать свое дело.

Сайт получился очень достойный - и внешне, и по тому, как четко и грамотно организован.

- Да я же, когда захожу на «МурманЛит», мне белые перчатки надеть хочется! - признался издатель, а вместе с тем автор идеи и главный инициатор сборника «МурманЛит» off-line» Игорь Опимах, говоря, правда, в первую очередь не о спорах-разговорах, что идут на форуме и вокруг отдельных произведений, вывешенных на сайте, но о том, как строго и четко, хоть и не без изящества, организовано это интернет-пространство.

- За содержание и творчество я практически не отвечаю, - отмечал в свое время Михаил Соловьев. - За это надо сказать спасибо пользователям сайта. Без них «МурманЛит» не может существовать. Я далеко не из тех, кто просиживает сутками в Сети, для меня Интернет - скорее хобби, совмещенное с работой. Поэтому на вопрос о временных затратах отвечу, как отвечаю всем: занимаюсь в свободное от жизни время. Думаю, это наиболее здоровый подход к делу. То, что публикуют на «МурманЛите», конечно же, просматриваю, но не как читатель или рецензент - скорее как модератор. Наиболее понравившиеся произведения я читаю, но комментариев не оставляю никогда, дабы не устраивать смуту в дружных рядах мурманлитовцев, выделяя кого-то.

Свои взаимоотношения с литературой Соловьев определяет скромно, что увлечен ею только как читатель. Правда, оговаривается при этом: - Конечно же, я пытался «сотворить» нечто сам, написать рассказ или роман. Думаю, я не один такой, многим хочется стать известным писателем и раздавать автографы на презентации своей новой книги. Именно для них и существует «МурманЛит». Единственное, что больше других связывает меня с книгами, - то, что детство по большей части я провел в библиотеке, где работает моя мама. Именно тот период был наиболее насыщен книгами, в отличие от нынешнего, когда нет времени... Редкость необычайная - предисловие к «МурманЛит» off-line» написал издатель сборника. Притом что за два-три последних года благодаря издательству «Опимах» увидели свет десятки книг поэзии и прозы. Напечататься у Опимаха считают за честь лучшие писатели Кольского Севера. О сайте «МурманЛит» он отзывается с неизменными теплотой и уважением.

«Как удалось создать такую атмосферу на сайте - непонятно, - пишет Опимах в предисловии. - Привычный администратор-смотрящий на форумах «МурманЛита» появляется очень редко. Подобрался очень приличный круг посетителей, объединенный бережным отношением к Слову. И порой на ум приходит сравнение с корабельной офицерской кают-компанией, куда в старые добрые времена являться небритым было просто невозможно…»

Впрочем, столь уважительное отношение к «МурманЛиту» скорее исключение, чем правило, во всяком случае, в Интернете. Чрезвычайно раздражен был Нодар Минадзе - в прошлом поэт и мурманчанин, а ныне житель Петербурга и скандальный виртуальный персонаж, что ему - за мат и оскорбления - запретили участвовать в работе сайта, «забанили», как говорят в Сети.

«В Интернете сегодня десятки русскоязычных графоманских проектов, - пишет, к примеру, блогер nattvandrer. - Чаще всего такие графоманские ресурсы - это сборная помойка, без каких-либо попыток селекции и отбраковки. Постоянных авторов на них, как правило, немного, редакция практически отсутствует, рецензирование носит хаотичный характер. Другими словами, это просто мусоропровод, в который сливают свои «нетленки» сетевые бездельники. Иногда в сетке появляются «землячества», то бишь кучки географически близких авторов: ведь как-то уютней, когда ушат грязи выливает на тебя твой сосед, да и шанс быть замеченным на своей улице выше. Один из подобных - регионально мне самый близкий - я регулярно скроллирую, не теряя надежды наткнуться на талант. Это - ресурс «МурманЛит»…»

Конечно, упреки nattvandrerа, отчасти справедливы. Графоманов и вообще в Сети, и на «МурманЛите» в достатке (причем, как это водится за подобной публикой, самые крикливые и беспардонные) - куда ж без них? Но есть и другие. Именно их стихи и проза и составили сборник «МурманЛит» off-line».

Очень интересной, крепкой представляется мне проза Петра Лаврентьева. Его «Датчанин» и некоторые другие рассказы - вещи вполне состоявшиеся, достойные. Не случайно у Петра уже есть несколько публикаций в областных и районных газетах края, в том числе и в «Мурманском вестнике». Очень хотелось бы, чтобы за таким уверенным началом имелось и продолжение.

Среди поэтических произведений Алексея Касаткина в первую очередь выделил бы его стихотворения о Великой Отечественной войне. В них явственно ощутимы горечь и боль того времени и гордость - за страну, за тех, кто отстоял Россию в час суровых испытаний.

Очень мягкая, тонкая, на полутонах лирика Елены Штурневой - нежная, но с трагической ноткой внутри. Интересен ее постепенный переход от верлибров к рифмованной поэзии, который наглядно демонстрирует возможности русской рифмы. Не случайно в этом году стихи Елены опубликовал петрозаводский журнал «Север».

Юная Мария Пелевина - активный участник литературного объединения при областной организации Союза писателей России. Ее рассказы при внешних дурашливости и простоте не так уж и просты, а мысли, хоть и в маскарадной, шутовской форме изложены, но серьезны и глубоки. Именно за те рассказы, что вы найдете в сборнике, Маша в этом году стала лауреатом областной литературной премии имени Константина Баева и Александра Подстаницкого.

Поэтический голос Александра Мартынова еще не вполне сложился, ломается, стихи иногда - словно из углов, похожи на большую мебель - не повернуть. Но он, этот голос, безусловно, ощутим, в стихах нет-нет да и блеснет золото настоящей поэзии.

Удивила проза Марии Чугуновой. Кусочки действительности представлены нам в ее небольших рассказах решительно и жестко - во всей очевидной неприглядности этого мира.

Стихи Марины Лариной по-хорошему женские, теплые, очень привлекательные по тональности и строю, самому стихотворному ладу.

Сергей Зубанов представлен и прозой, и стихами. Но стихи у него, признаюсь честно, интересней рассказов. Проза еще требует основательной, серьезной работы.

Впрочем, последнее утверждение относится не только к Сергею и другим участникам «МурманЛит» off-line», но ко всем литераторам, вообще ко всем творцам. Работать! Талант, одаренность - это, конечно, хорошо. Но результат - настоящий, зримый - дает только работа, труд. На радость отечественной литературе и ее читателям.

Для большинства участников нового сборника стихи и проза - первая публикация не в Сети, а на бумаге. У меня есть уверенность, что для многих из них она не окажется последней.

Дмитрий КОРЖОВ