О том, что стекло при определенном к нему прикосновении может издавать звуки, известно, пожалуй, каждому. Проведи по краю бокала смоченным в воде пальцем - и хрусталь запоет. Причем звук настолько нежен, что ему удается войти в гармонию с какими-то потайными вибрациями слушателей. А потому в последнее время стали говорить о том, что хрустальная музыка - это своеобразная терапия, настраивающая весь человеческий организм на гармоничный лад.

Зрители, побывавшие на недавних гастролях в Мурманске «Хрустального трио» из Барнаула, с этим утверждением согласятся. Уже во второй раз приезжают к нам музыканты, и каждый раз зал встречает их не по-северному тепло. Нынче гости дали два концерта - один для детской аудитории, другой - совместно с Мурманским филармоническим оркестром. Прозвучали произведения Баха, Моцарта, Грига, Чайковского. Причем исполненные в стекле, они воспринимались по-особому проникновенно и интересно.

- Музыку для таких инструментов начали писать еще в семнадцатом веке, - рассказал Игорь Скляров, участник ансамбля, в котором также играют Владимир Попрас и Владимир Перминов. - Уже в то время создали особый стеклянный музыкальный инструмент, гармонику, состоящую из 30-40 бокалов, настроенных определенным образом. Примерно на таком я сейчас и играю - это стеклянная арфа. Теперь ее настраивают на музыкальный лад без использования воды. А раньше, именно понижая или повышая уровень воды в бокалах, музыканты добивались гармонии звучания. Одно из произведений, созданных молодым композитором Глюком, даже называлось «Концерт для 26 стаканчиков, настроенных на вешней воде».

Вдохновленные новым по тем временам видом исполнения для стеклянной гармоники писали Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Штраус. В России для нее сочиняли Рубинштейн и Глинка. Недавно нашли партитуру оперы «Руслан и Людмила», в которой Глинка показал образ Черномора именно с помощью стеклянной гармоники. Воспроизвел это на сцене Большого театра в Москве как раз Игорь Скляров вместе с Тимофеем Винковским.

В 2001 году Игорь и Тимофей создали свой ансамбль. В 2005-м к ним присоединился Владимир Перминов, а с конца 2007-го - Владимир Попрас. Вскоре Тимофей переехал в Санкт-Петербург, и так «Хрустальная гармония» превратилась в «Хрустальное трио».

Музыканты сейчас живут на два города: Игорь Скляров и Владимир Перминов в Барнауле, а Владимир Попрас - в Новосибирске. Каждый из них - профессионал с консерваторским образованием. Владимир Попрас и Игорь вместе учились в Новосибирской консерватории по классу баяна. Владимир Перминов - флейтист, совмещает музицирование в ансамбле с работой в симфоническом оркестре Алтайского края.

- Я только недавно узнал, что по-украински моя фамилия переводится именно как «стекольщик», представляете? - улыбается Скляров. - А «скляр» - стекло. Хотя полжизни занимался баяном, и он мне нравился. Но, видимо, были какие-то предопределенности судьбы.

Визитная карточка коллектива - стеклянная арфа, которая состоит из 36 бокалов. Все они изготовлены на заказ в Германии и дают всю полноту звучания, присущую хрусталю. Стеклянная арфа - самый высокий голос в ансамбле. Средний принадлежит веррофону - от французского verre - стекло. Этот инструмент, на котором играет Владимир Попрас, состоит из труб высотой около метра. Он довольно тяжелый, несмотря на внешнюю хрупкость и прозрачность материала. Изобрели его всего около двадцати лет назад, запатентовали, и теперь он используется музыкантами во всем мире. У Владимира Перминова - пан-флейта, самый низкий в трио инструмент.

Чтобы хрупкие инструменты не пострадали при перевозке, их транспортируют в специально изготовленных кофрах и кейсах. Редко, но случаются катастрофы - бьется какая-либо деталь, чаще - «рюмочки» стеклянной флейты. Музыканты, впрочем, всегда умеют выйти из положения так, чтобы слушатель ничего не заметил.

- Сыграть на этих инструментах можно абсолютно любую музыку, - рассказывает Игорь Скляров. - Хоть рок-композиции. Вот только рок на хрустале прозвучит, наверное, все же неубедительно. Пишут для стекла и специальные произведения, хватает и классики, которая прекрасно звучит на таких инструментах. Мы выступаем как в составе трио, так и с оркестрами, с различными музыкантами. Интересно и так, и так, просто в исполнении оркестра произведения звучат немного по-другому, объемнее.

«Хрустальному трио» довелось поработать с известными музыкантами - с Борисом Гребенщиковым они записывали «Песни рыбака» и немного гастролировали, а с Дэвидом Гилмором выступали на фестивале в Венеции.

- Очень приятно было поработать с такими звездами, - вспоминает Игорь. - Гребенщиков - человек довольно простой и приятный в общении, с ним безумно интересно поговорить, он совсем не замороченный своей мудростью, как любят его иногда показать СМИ. К счастью, он не попса, не стремится на телевидение. Он человек дела, творческий, очень много работает. Я вам скажу, что выпускать по альбому в год, как Гребенщиков, - это дорогого стоит. Ну а Гилмор вообще мировая величина, совсем не то, что наши доморощенные звезды, которых никто дальше России не знает. Чем большего человек достиг своим трудом, тем проще и приятнее он в общении, я давно это заметил. Гилмор человек с юмором, очень открытый. Он несколько лет назад давал два концерта в Венеции в рамках своего мирового тура, в них я принимал участие. На площади Сан-Марко тогда собралось пять тысяч человек, и вдруг пошел проливной дождь, поднялся ветер. Никто из зрителей, разумеется, не ушел, тем более что на такой случай были предусмотрены навесы. За кулисами перед выступлением мы оказались с Гилмором рядом. Мне запомнилось, как он, глядя на этот ливень, сказал: «Ну что, какой приятный выдался нынче вечерок? Самое время нам сыграть!». Очень мило! Кстати, и автограф у него мог взять каждый желающий, без проблем.

В Венецию, выступать в рамках знаменитого Венецианского карнавала, трио ездит уже лет семь. Впечатления самые восторженные: в городе, где практически нет ни машин, ни каких-то других примет нынешнего времени, музыка хрусталя звучит совершенно аутентично. Вивальди, которого много исполняют музыканты, жил и работал в Венеции, к тому же рядом находится знаменитый остров Мурано, на котором делают лучшее в мире стекло, - здесь просто сходятся все карты и получаются, как сказал Игорь Скляров, просто шикарные выступления.

Впрочем, и по России «Хрустальное трио» гастролирует много и с удовольствием. Мурманск, по отзывам гостей, всегда принимает их на ура, причем не только публика, но и сотрудники нашей филармонии.

- Здесь ценят творческие эксперименты, - отметил Скляров. - Хотя без ложной скромности могу сказать, что мы и сами очень много сделали для популяризации в нашей стране музыки в стекле. Года четыре назад, помню, я пришел к руководству нашей филармонии и предложил дать концерт. Стал объяснять, что у нас за формат: играем, говорю, на всяких там рюмочках-бокальчиках. «У меня здесь не ресторан!», - ответил он. А ведь это был человек, который хорошо меня знал как музыканта и артиста...

Сейчас «Хрустальное трио» весьма востребовано - публика оценила хорошо забытое старое и полюбила его с новой страстью. У коллектива вышли уже два диска, готовится новый.

- До БГ с его новым диском ежегодно нам еще далеко, да и не надо это, - смеется Игорь. - У нас своя ниша, свой зритель. А главное - есть потенциал для дальнейшего развития.

Фото: Федосеев Л. Г.
Владимир Перминов.
Юлия МАКШЕЕВА