С судьбой и историей Кольского Севера связаны имена многих выдающихся россиян - исследователей, ученых, путешественников, художников. Своей подвижнической деятельностью они внесли значительный вклад в дело освоения и развития нашей малой родины. В публикациях под рубрикой «Мурманский хронограф» мы будем знакомить читателей с судьбами известных людей.

Среди мастеров русской живописи нельзя не назвать имя Константина Коровина, чье 150-летие мы будем отмечать в нынешнем году. Это был мастер большого живописного темперамента, талант, быстро созревший и разносторонний. Константин Алексеевич отличался творческой неутомимостью и вечным поиском красоты жизни. Художник легко находил пути для реализации своих замыслов. Много путешествуя, он всюду выявлял особый местный колорит, считая, что в мире, каким его видит художник, все достойно изображения.

Родился Коровин в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Его отец Алексей Михайлович окончил университет, а мать Аполлинария Ивановна происходила из рода дворян Волковых. В четырнадцать лет он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества и после двух лет обучения перешел на отделение живописи. Для завершения образования Коровин перебрался в Петербург и поступил в Академию художеств, но отчислился, проучившись всего несколько месяцев, так как был разочарован методами преподавания. Ему намного интереснее было учиться у Саврасова. Под влиянием Саврасова рано сказалось тяготение Константина Коровина к пейзажу. Несомненную связь с искусством Саврасова можно обнаружить в таких его работах, как «Ранняя весна» и «Последний снег».

Будучи живым, обаятельным и общительным человеком, Коровин имел широкие знакомства в московской литературной и артистической среде, наиболее тесная дружба связывала его с Федором Шаляпиным, над сценическими костюмами и гримом которого он работал с 1886 года.

Как заядлый путешественник, Константин Алексеевич с готовностью откликался на всевозможные новые проекты и идеи. Так, по предложению Мамонтова, строившего Северную железную дорогу, Коровин вместе с Серовым в августе-сентябре 1894 года отправился в путешествие на Север. Поездка должна была дать им впечатления и фактический материал для художественного оформления вокзалов будущей железной дороги. Художники проехали не только по русским территориям (Архангельск, Северная Двина, Мурманский берег), но побывали в Швеции и Норвегии, куда Мамонтов намеревался продолжить железную дорогу. Коровин и Серов открыли Север как тему для русской живописи. Этюды, привезенные Коровиным из этой поездки, стали основой создания серии декоративных панно для оформления Ярославского вокзала.

Северная серия особенно показательна. Художнику удалось передать суровый характер Севера: ощущение холодного воздуха, свинцовый тон приближающейся долгой ночи.

Результаты путешествия на Север воплотились также в оригинальной творческой работе Коровина - по заказу Мамонтова он спроектировал павильон Крайнего Севера на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и оформил его экспозицию. В этом павильоне были впервые показаны и северные панно Коровина.

Павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных панно. За эту работу Константин Коровин был награжден золотой медалью выставки. К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы.

На протяжении всего творческого пути Коровин участвовал в выставках передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников (в этом объединении Коровин играл ведущую роль).

Среди художников, заявивших о себе в конце XIX века и определивших новый этап в русской живописи, Константину Коровину принадлежит особое место. Его искусство стало ярчайшим явлением отечественной культуры начала ХХ века. Его сочные, жизнерадостные картины, так непохожие на мрачные работы передвижников, напоминали всем о светлом и чистом начале, которое всегда присутствует в жизни. И хотя многим картины юного Коровина казались тогда буйными и незрелыми, настоящие знатоки понимали, что являются свидетелями рождения большого мастера и поэта в живописи.

Фото:
"Ручей Святого Трифона в Печенге". 1894.
Подготовила Анастасия ПУСТЫННИКОВА, библиотекарь Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки.