Угнали со сцены! А я только распелся… Эх, еще бы одну! - люто переживал, закончив выступление, Александр Лобановский. Вот ведь неугомонная душа! 75 лет человеку, вроде столько спето-перепето и в России, и за ее пределами, а все - на коне, все - в обойме, со сцены не выгонишь. Происходило это на традиционном фестивале авторской песни «Дни Владимира Высоцкого на Кольской земле», который прошел в минувшие выходные в Апатитах, Мончегорске и Мурманске. Лобановский - известный питерский бард, один из отцов-первооткрывателей, патриархов этого жанра, был среди почетных гостей форума.

- А как мне было не приехать? - вопрошает Александр Николаевич так, что сразу понимаешь - вопрос, который я задал (долго ли решали «ехать - не ехать»), риторический. - Я же Владимира Семеновича, Володю, знал. Мы не были друзьями. Но встречались неоднократно. К тому же и Север ваш мне не чужд, я ведь жил в Апатитах…

О как! Оказывается, именно сюда Лобановский, по его словам, сбежал в 1966 году, опасаясь преследований за тунеядство. И прожил в городе у подножия Хибинских гор год.

- А мы же с вами где-то виделись, правда? - неожиданно спрашивает седовласый бард.

- Да, на Соловках в 2008-м…

И тут уж мы вместе, едва ли не перебивая друг друга, вспоминаем двухлетней давности бард-фестиваль «На Соловецких островах», что проходит ежегодно бок о бок со знаменитым монастырем. Ситуация - показательная, для действ, подобных Дням Высоцкого, пожалуй, типичная. Как правило, участники хорошо знакомы, а если не знакомы, то виделись, слышали друг друга - непременно. Встречаются, понятное дело, и новички, но это ненадолго: беспокойное, изменчивое пространство фестиваля с ходу берет неофита в оборот, он и оглянуться не успеет, а уже - почти свой.

И это несмотря на всегдашнее здешнее многолюдье. На сей раз на базе отдыха «Русь» - главном фестивальном лагере - собралось около пятидесяти человек из самых разных городов, да и не только: Кировска и Апатитов, Мончегорска, Полярных Зорь, Ревды, Мурманска и Североморска, Архангельска. Из-за рубежа - из Финляндии прибыл Валерий Матющенко. Гости - питерцы Александр Лобановский и Михаил Трегер, москвич Алексей Витаков, самарец Алексей Аполинаров. Три дня вся эта шумная, поющая и галдящая компания, кажется, не умолкала вовсе - при этом, понятное дело, не спала и не отдыхала почти. Какой уж тут сон - не так часто доводится вот так вот глаза в глаза и песни попеть, и стихи почитать вдоволь, и поговорить.

Естественно, не оставили без внимания и публику. Фестиваль открывал большой концерт в Апатитах, а завершали - на исходе выходных - в Мончегорске и Мурманске. А прошлую субботу барды провели на базе - весь день шли выступления, затем - «Непредсказуемый концерт», для которого участники, разбившись на команды, за час должны были сочинить эстрадный номер на заданную тему (в этом году такой темой стали виды транспорта - от велосипеда и трамвая до самолетов и ракет), следом - факельное шествие.

- Семьдесят один, семьдесят два… Семьдесят три! - считает, руководивший ответственной процедурой поэт Виталий Коротаевский, отбивая в корабельную рынду удар за ударом, - ведет счет лет, что прожил бы легендарный артист и поэт, будь он с нами. После чего звучит команда: «Факелы - в костер!»

Факельное шествие, пожалуй, главное сценическое действо, что ежегодно дарит каждому из участников фестиваль. Это такой особый традиционный ритуал, который на бард-сборищах можно увидеть только у нас, на Мурмане, в кульминации Дней Высоцкого. Порядок, придуманный основателем Дней Сергеем Капланом, - четкий, строго соблюдаемый.

Обычно все происходит в ночь на 25 января - день рождения Владимира Высоцкого: незадолго до полуночи все участники строятся в колонны и с зажженными факелами в руках следуют к костру, где корабельная рында начинает свой железный неумолимый отсчет. Ныне ритуал исполнили не день в день, но заведенный много лет назад порядок чтили свято. После того как факелы очутились в костре и он ожил, разгораясь все ярче и ярче, обжег алым огненным языком черное небо над нами - гитара пошла по кругу. Песни Владимира Семеныча: самарец Алексей Аполинаров - «Страшную сказку» (про дикого вепря «в заповедных и дремучих страшных муромских лесах»), и «Вам здесь не равнина…», апатитчанин Игорь Панасенко - очень близкую каждому северянину «Белое безмолвие», архангелогородец Владимир Петров - «Час зачатья я помню неточно…» и другие.

Уже после факельного шествия, в самом конце длинного, наполненного концертами дня, когда все вроде бы должны устать до «не могу», спать, в теплые кроватки никто не торопился - фестивальная жизнь не утихала. Замечательно было услышать от Михаила Трегера:

- Нам сегодня еще надо собраться - стихи почитать. В спокойной обстановке, может быть, даже без гитар…

И правда - собрались: питерец Трегер, североморцы Михаил Зверев и Сергей Совпель, москвич, но в недавнем прошлом мурманчанин Андрей Королев, Мурманск представляли мы с Александром Даниловским. Читали и пели несколько часов. Без гитар, конечно, не обошлось, но главным все же были стихи. Причем и свои, и чужие…

Поразил давний наш товарищ - Виктор Кукушкин. Он на фестиваль приехал не в качестве участника, а как зритель. Но тут взял слово и… Я и не думал, что он так много стихов наизусть знает. Одно за одним - читал и читал. В том числе и современную кольскую классику - Николая Колычева. Слушать было и радостно, и приятно.

Михаил Трегер очень к месту вспомнил давнее свое стихотворение:

Нет плохих поэтов.

Нет хороших поэтов.

Есть поэты и не поэты.

И если вторые - это «Поговорил -

и ступай себе с Богом»,

То первые - это «Поговорил

с Богом - и ступай себе».

Кратко, но очень емко и точно.

Трегер, вообще, яркий пример «физика», ставшего «лириком». По образованию он инженер-электронщик - окончил ЛЭТИ и сейчас работает по специальности на одном из питерских предприятий. Однако стихи - существа божественные, им на наши синие и красные дипломы плевать, они просто приходят, невзирая на род занятий очередного своего избранника. Первую песню Михаил написал в 1971-м, с тех пор дважды, в 1977-м и 1979-м, становился лауреатом бардовской Мекки - знаменитого Грушинского фестиваля - в ту пору, когда Груша была в расцвете, когда ее еще никто не делил.

Ох уж эти чудесные полночные разговоры о поэзии и жизни… Но куда ж без них?

- Общение - это главное… - признался позже, когда фестиваль уже близился к финишу, Михаил. - И еще для меня было чрезвычайно важно, что здесь такое большое, главное внимание уделяется поэтической составляющей авторской песни.

Да, пристальное, трепетное внимание к поэзии, к русскому Слову всегда отличало Дни Владимира Высоцкого на Кольской земле. Это не просто объяснимо, но изначально - очень правильно. Что ни говори, а Владимир Семенович все-таки «был поэтом по природе». Песни, написанные им на последнем рубеже, во второй половине семидесятых, безусловно, поэзия. Без всяких оговорок.

Из мощной поэтической бригады, что сошлась в нынешнем году на фестивале, в этом кругу «за приятельской чашей» не оказалось лишь заозерца Валерия Чарторийского да мончегорцев - Григория Сыпко, Вадимира Трусова, Александра Судакова и Виталия Коротаевского. Но так уж повелось, поэты города металлургов - главные организаторы фестиваля, у них вечно забот невпроворот. Так что частенько и не до стихов совсем.

Несколько уставшим выглядел на заключительном концерте в Мурманске Алексей Витаков. Алексея у нас знают прекрасно: замечательный поэт и известнейший автор-исполнитель, глава Фонда имени Николая Гумилева, основатель фестиваля «Осиянное слово», частью которого в этом октябре станет литературный форум в Оленегорске «Капитан Грей». Но для него Дни Высоцкого - лишь часть настоящего гастрольного тура по Кольскому полуострову, в котором концерты шли один за одним, в разных городах. Уже после окончания фестиваля сольное его выступление состоялось и в главном городе края.

Витаков, хоть и устал до жути, но и поездкой, и тем, как прошли Дни Высоцкого, доволен.

Спрашиваю у другого гостя фестиваля - самарца Алексея Аполинарова о впечатлениях, а тот в ответ только улыбается и руками машет:

- Нашел о чем спрашивать! Не видишь разве, какой я счастливый?

И напоследок - одно личное наблюдение. Именно в Апатитах, на фестивале, я впервые в этом году увидел солнце - яркое-яркое, победное. После полярной ночи казалось оно особенно ласковым и теплым, хоть мороз стоял на улице неотвязный.

Подумалось невольно: все так и должно быть, все - правильно! Поэзия, повторюсь, по сути своей божественна, всегда откуда-то свыше к нам приходит - в небесах живет, где-то рядом с солнцем. Коль уж праздник поэзии, каким стали Дни Высоцкого на Кольской земле для нас - его участников, то как же без солнца?

Фото: Коржов Дмитрий
Евгений Исакевич.
Фото: Коржов Дмитрий
Стихи и песни у фестивального костра.
Фото: Коржов Дмитрий
Стихи и песни у фестивального костра.
Дмитрий КОРЖОВ