В актовом зале Мурманской областной научной библиотеки грустно звучал саксофон, ему в такт настроению аккомпанировало фортепиано. Именно музыкой - джазом и не только - начиналось очередное заседание клуба «Школа ProЧТЕНИЯ» - литературный поединок «Мужской разговор», в котором предстояло сойтись молодым поэтам и признанным мастерам, членам профессионального писательского союза.

- Как мощно сказано - мужской литературный поединок, мужской разговор, стычка, схватка! - открыл «поле битвы» ведущий - актер Мурманского областного драматического театра Сергей Гронский.

Но поэтической схватке предшествовал женский взгляд на мужскую поэзию от доцента МГТУ Татьяны Рябининой, которая начала выступление стихами Александра Блока - его хрестоматийными «Поэтами»:

За городом вырос

пустынный квартал

На почве болотной

и зыбкой.

Там жили поэты -

и каждый встречал

Другого надменной

улыбкой...

По мнению выступавшей, более объективный и самокритичный взгляд на мужскую поэзию найти трудно. Обозначены ее основные темы, в том числе, тема избранности поэта. А ощущение избранности, по словам докладчика, это сущностная характеристика всей мужской поэзии, начиная с Горация. Отказала Рябинина поэтам-мужчинам и в подлинном демократизме:

- Даже у Пушкина мы его не найдем. По сути, каждый поэт в глубине души воспринимает себя как царя, идущего свободной дорогой, далекого от черни, от толпы. У Блока откровенное презрение к «обывательской луже». А что такое, эта обывательская лужа? Это нормальная человеческая жизнь с ее нехитрыми радостями и переживаниями, когда люди влюбляются, заводят семью, рожают детей, трудятся в поте лица, это то, на чем держится весь мир...

Докладчик от души, с размаху «приложилась» по избранной мишени, как бы между делом заметив, что «не надо искать в мужской поэзии объективной реальности...»

- Если искусство по большому счету должно гармонизировать жизнь, то мужская поэзия жизнь дисгармонизирует, - продолжила Татьяна Рябинина. - И тем самым обрекает нас на трагические последствия. Остановлюсь на ключевой теме лирической поэзии - теме любви, которая естественно связана с образом и восприятием женщины. Мы не найдем подлинной, настоящей любви в мужской лирической поэзии. Мы увидим там предельно искаженные версии любви.

Татьяна Викторовна походя уподобила все женские образы в мужской поэзии двум полюсам. Мол, поэты-мужики писали или о любви божественной, объект которой - женщина-ангел, женщина-мадонна, или - о любви, как о роковом поединке, в центре которого женщина-демон, женщина-вамп. Это любовь-страсть, разрушающая человеческую душу. Применительно к последнему случаю даже Тютчева процитировала:

Любовь, любовь -

гласит преданье -

Союз души

с душой родной -

Их съединенье,

сочетанье,

И роковое их слиянье.

И... поединок роковой...

В завершение лектор раскрыла суть мужской поэзии. По ее мнению, это - обман. Чаще возвышающий, иногда унижающий, как у сюрреалистов или экспрессионистов. Но это всегда великая иллюзия, ломающая судьбы, уродующая жизнь.

- Драматизм состоит в том, - с легкой грустью заметила Рябинина, - что почитатели поэзии обманываться рады, и что этот обман действительно дороже тьмы истин.

- Так как мужчины любят драки, - подхватила главный библиотекарь Мурманской областной научной библиотеки Ольга Федосеева и один из основных организаторов «Мужского разговора», - этот поэтический конкурс был назван условно «Литературный поединок». Чтобы была честная борьба, мы инкогнито раздали публике оценочные листы, где каждый поставит плюсы и минусы. Также будут приготовлены зеленые и белые фишки. Если хотите, чтобы выиграли молодые, положите в шляпку зеленые карточки, если хотите, чтобы победили мастодонты, используйте белые карточки.

В числе тех, кто претендовал на пьедестал мэтров, на поединок явились еще не известные широкой публике поэты Александр Мартынов, Алексей Касаткин, Валерий Чарторийский. А из мэтров прочесть свои стихотворения пришли Дмитрий Коржов, Александр Акопянц и Михаил Зверев.

Александру Акопянцу недавно исполнилось 60 лет, и в честь его саксофонисты Екатерина Бардакова и Геннадий Богословский исполнили потрясающее танго под фортепиано концертмейстера Анны Куприяновой. Вообще, саксофоны по-настоящему украсили поэтическое действо, которое и стало центральным в тот вечер.

Первый «выстрел» в номинации «За стихи мне все простится» остался за Дмитрием Коржовым. Ему тут же и весьма достойно - стихами «Не в моде» и «Поэта боль» ответил другой «дуэлянт» - Александр Мартынов.

И пошло-поехало. Пары «стреляющихся» менялись. Александру Акопянцу ответил Алексей Касаткин, Михаилу Звереву - Валерий Чарторийский и так далее, «выстрел» за «выстрелом». Очаровал публику Алексей Касаткин - изрядного, богатырского телосложения молодой человек, которого ведущий почему-то упорно называл Алешей. Среди исполненных Касаткиным стихов были и посвященные Николаю Гумилеву - «Офицер».

Затем Сергей Гронский прочел свое стихотворение, как бы открывая следующий раунд схватки - «Время любви пришло». Заметим, что этот элегантный, обаятельный красавец стал, по сути дела, седьмым участником «Поединка» - его стихи звучали в тот вечер еще не раз.

Надо признать, поэты не разочаровали. Стихи мы услышали самые разные: и о родном городе, и о поэзии. И о любви, конечно, как же без нее?

Интересно, что «дрались» они, по большей части, не друг с другом, но - с докладчиком. Едва ли не каждый, выступая, не обошел вниманием Татьяну Рябинину - ее женский взгляд на мужскую поэзию.

- Ну какие «ангелы» и «демоны»? - недоумевал Дмитрий Коржов. - Есть, конечно, у нас в стихах и первые, и вторые. Но только ли о таких женщинах пишут те же Тютчев и Блок? А поэты двадцатого века, скажем, школы «тихой лирики», где все на полутонах, без отчетливых крайностей?

- Я тоже о разных женщинах пишу, не только об «ангелах» и «демонах»... - вторил ему Михаил Зверев.

Символично, что победителей и побежденных в «Мужском разговоре» не было - жюри в лице гостей и зрителей не стало разделять выступающих на мэтров и «зеленых» и каждого удостоило похвал и подарков.

- Чистый лист бумаги каждому, чтобы хорошо готовились к поединкам, - подвела итоги Ольга Федосеева. - Карандаши для мэтров, как высшая оценка их поэтического слова. А «молодняку» - точилки, чтобы они точили свое мастерство.

А самый главный приз - лавровый листок - по праву достался актеру и главному распорядителю поединка Сергею Гронскому.

Фото: Вишневский Павел
Хорошее настроение - главный итог «поединка».
Фото: Вишневский Павел
Александр Акопянц.
Фото: Вишневский Павел
Екатерина Бардакова и Геннадий Богословский.
Наталья РОМАНОВА