Нос огурцом, круглые растерянные глазки, редкие зубы в улыбающейся пасти и общее ощущение бессмысленного, но весьма симпатичного счастья - вот он, Петрович, детище знаменитого карикатуриста Андрея Бильжо.

На днях Бильжо с целой коллекцией «Петровичей» приехал в Мурманск - в областном художественном музее открылась его персональная выставка. Со стен небольшого зала глядят знакомые физиономии - различные сюжеты с участием удивительного персонажа, ставшего выражением «коллективного бессознательного» большой страны. Нарочито простые и как бы небрежные рисунки - будто «почеркушки», сделанные в задумчивости на чем придется. Впрочем, небрежность - мнимая, на самом деле рисунок точен и выверен, а задумка всегда остроумна и лукава.

- Когда меня упрекают, что не могу рисовать, как Крамской или Серов, я отвечаю: а вы можете, как Бильжо? - смеется автор.

Рисовать Бильжо начал еще в юности, когда после вуза служил на кораблях судовым медиком. Потом, в бытность практикующим психиатром, также не оставлял своего увлечения… Кстати, как врач Андрей Бильжо вполне состоялся: за плечами кандидатская, годы работы в Кащенко, которые Андрей Георгиевич вспоминает добрым словом - гордится, что смог противостоять сложившейся системе карательной психиатрии и первым в стране стал снимать с пациентов перечеркнувшие жизнь диагнозы:

- Меня часто спрашивают, помогает ли мне как художнику, что я - профессиональный психиатр. Отвечу: в обеих профессиях важны наблюдательность, внимание к человеку и к происходящему вокруг.

Схватить самые яркие черты человека, в двух-трех штрихах выразить характер - карикатуристу без этого никуда. Правда, Бильжо признается: и ему, несмотря на десятки тысяч созданных работ, покоряется не каждый. Владимира Путина, например, он рисовал неоднократно и был вполне удовлетворен результатом, а вот облик Дмитрия Медведева пока не поддается перу:

- Не улавливается его внешность, есть такие лица, которые трудно схватить, - сетует карикатурист.

Рисунки Бильжо всегда снабжены остроумными и парадоксальными репликами - его персонажи сплошь говорящие, им свойственна тяга к философии. Тексты все авторские: художник никогда не использует чужих, ни на бумаге, ни в телеэфире. Он, кстати, ведет свой блог, долгое время писал колонки для «Известий» и даже записал диск собственных песен - таких же абсурдных, как бытие Петровича.

Что касается изречений этого персонажа, который стал столь популярен, что уже живет самостоятельной жизнью, автономно от своего создателя (даже проник в компьютерные игры), то благодаря его репликам как минимум один малыш научился грамоте. Забавную историю Андрей Георгиевич рассказал в завершение встречи со зрителями:

- Коллега по «Коммерсанту» однажды упрекнул меня: ребенок, мол, говорит исключительно выражениями Петровича! Естественно, дома у газетчика всегда валялись кипы старых номеров, ребенка в них интересовали только мои картинки - и по ним он научился читать!

Петрович - это каждый из нас. Поэтому нарисовать своего Петровича теоретически может каждый. Проверить эту идею Бильжо предложил всем посетителям экспозиции: вначале на мольберте сам изобразил любимого персонажа, а потом передал фломастер желающим. Смелый молодой человек рискнул потягаться с мастером - и заслужил его одобрение и автограф. Ну а рисованный экспромт Бильжо пополнил коллекцию областного художественного музея.

Татьяна БРИЦКАЯ