Если королева Елизавета II награждает орденом Британской империи 28-летнего повара, можно предположить, что Великобритания - счастливая страна, в которой главная проблема - вкусно поесть. Или что Джеймс Тревор Оливер - хороший человек и сделал своей стране немало полезного. Кажется, второе предположение ближе к истине.

Известный под прозвищем «Голый повар» (никакого нудизма - просто любовь к простым рецептам) Джейми Оливер с готовкой был знаком с детства - родители держали паб. В 16 бросил школу и подался в поварята.

На Западе, в обществе, где потребление, в том числе и пищи, возведено в ранг искусства, карабкаться к должности шеф-повара приходится очень долго. В соответствии с системой, век назад разработанной великим кулинаром Жоржем Огюстом Эскофье, начинать приходится с посудомойщика. Следующие ступеньки - патиссье (отвечает за выпечку), гардманже (холодные закуски), лемежье (овощные блюда), потажэ (супы), фритюрье и грильярдье - понятно, чем занимаются, ротиссье - мясной повар, пассонье - рыбный, сотэ-шеф, или соусье - соусы (это уже «полковничья» должность), су-шеф (замглавкома) и, наконец, над закусками начальник и биф-штексов командир - шеф-повар.

Обычно дорога наверх занимает годы. Оливер взлетел по лестнице пулей: 22-летним попал в документальный фильм Би-би-си о ресторанах. Понравился зрителям и начальству разговорчивостью и свойскостью. Обзавелся собственным, ставшим мгновенно мегапопулярным кулинарным телешоу. А через год его пригласили на Даунинг-стрит, 10, - приготовить ланч для премьер-министра Тони Блэра. И кому это было нужнее - большой вопрос.

Понятно, телепроекты меняли один другой, издавались книги-бестселлеры, рекламные контракты - деньги текли рекой, но Джейми тут же вкладывал их в дело. А в 2002 году, не спросив жену, он заложил их дом, чтобы начать проект «15»: отобрал пятнадцать подростков с проблемами (алкоголь, наркотики, мелкие преступления) и стал готовить из них поваров. Потом начал кампанию в Англии и США по изгнанию из школьных столовых «мусорной еды» (всех этих чипсов и гамбургеров) и замене ее на здоровую пищу. Так что орден ему достался вполне по заслугам.

Обаятельный и неугомонный Оливер без устали колесит по свету: готовит и проповедует здоровый образ жизни. А мы можем поучиться у «Голого повара» с понедельника по четверг на «Домашнем» - в 7.30 «Джейми: в поисках вкуса».

Понедельник

Милый, слегка наивный, романтический - это о советской мелодраме «Первый троллейбус» (ТВЦ, 9.45). Экранизируя пушкинскую «Метель», режиссер Владимир Басов на главроль взял жену Валентину Титову. По-моему, не угадал: ей бы Снежную королеву играть, а не провинциальную барышню. Зато знаменитая музыка Георгия Свиридова просто завораживает - «Россия К», 14.10. Там же, в 1.05, «Небольшой дивиденд отца» со Спенсером Трейси и Элизабет Тэйлор. Славная комедия. Но данелиевская «Не горюй!» несравнимо лучше, может, потому что роднее? («Петербург», 10.30).

«Золотой лев» Венеции, «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» Микки Рурка как лучшего актера-мужчины. Все это призы «Рестлера» - суровой и беспощадной драмы о жизни стареющего шоумена («Россия 2», 19.50).

Вторник

В 2.40 в рубрике «Шедевры старого кино» на «России К» показывают «Джульбарса». Хм, «шедевр»? Это вряд ли. Но в свое время фильм был невероятно популярен, еще бы: пограничники, басмачи, верный пес. Сценарист «Джульбарса» - Габриэль Эль-Регистан, соавтор текста «сталинского» гимна СССР.

«Путевка в жизнь» - первый советский звуковой фильм, куда больше подпадает в категорию шедевров. Но вот на «России К» его демонстрируют аж в 23.50 в рубрике «Диктатура детства», что странно: пусть и каникулы, но дети в это время спят. А фильм о перевоспитании беспризорников (спустя 80 лет тема вновь актуальная) стал путевкой в жизнь для сыгравших первые в жизни роли Георгия Жженова и Рины Зеленой. Кинокритики считают эту ленту Николая Экка предтечей итальянского неореализма. Не случайно «Путевку» восторженно приняли на Венецианском фестивале в 1932 году, а Экку вручили приз как лучшему режиссеру. А ведь у власти был Муссолини. Странный какой-то фашизм получается. «С человеческим лицом», что ли?

Среда

Сразу два «педагогических» фильма режиссера Динары Асановой. Очень в свое время нашумевший «Ключ без права передачи» с великолепным Алексеем Петренко и немного менее схематичный, наоборот, «жизненный» и «непричесанный» - «Пацаны» с очень точным Валерием Приемыховым. В каждом из фильмов прозвучала песня, ставшая популярной на долгие годы («Петербург», 1.25, и «Россия К», 23.50).

Четверг

Интересно, почему в 70-80-е в СССР снималось столько «школьных» фильмов? То ли кинематографисты «робели» браться за взрослые темы? То ли в детях, как в выпуклом зеркале, полнее отражалось неустройство большого мира? Вот и «комедиант» Эльдар Рязанов «сходил в школу» - экранизировал модную пьесу Людмилы Разумовской. «Дорогая Елена Сергеевна» («Россия К», 23.55). Не слишком удачно.

А вот другая экранизация - «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфица - фильм превосходный. Оно, конечно, и материал исходный был добротней - чеховская «Дуэль», и актеры не со школьной скамьи - Олег Даль и Владимир Высоцкий. А может, Хейфиц просто глубже и мудрее Рязанова? («Петербург», 1.45).

Пятница

Если книжки читать лень, а быть в курсе модных тенденций хочется, вам на помощь приходит «Первый» - в 23.30 «Девушка, которая играла с огнем» - экранизация еще одного детектива остропопулярного шведа Стига Ларссона.

История Англии широко представлена на «Петербурге». Точнее - игры французских драматургов по мотивам английской истории. Сначала, в 10.30, «Стакан воды» - экранизация авантюрного анекдота Эжена Скриба. А в 0.35 настанет очередь философско-экзистенциальной пьесы Жана Ануя «Бекет» о жизни и трагической смерти святого Фомы Кентерберийского. Бекета играет Питер О’Тул, Генриха II - Ричард Бертон, что удивительно, ведь, казалось, все должно - исходя из психотипов этих артистов - быть наоборот. Шикарный фильм. «Оскар» за лучший сценарий и еще 11 номинаций.

Суббота

Те, кто считает, что «Приключения Электроника» устарели, глубоко ошибаются. Строчка из прозвучавшей в фильме песни «Я только в одном лишь убежден: не надо иметь убеждений» звучит куда как современно. И «Чучело» Ролана Быкова, к сожалению, не устарело - достаточно посмотреть в YouTube видео школьных драк. А «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен» для России вообще бессмертное кино (ТВ-3, 9.15, «Россия К», 13.10 и 21.25).

Позвольте вам рекомендовать славный вестерн «Два мула для сестры Сары» («Петербург», 1.15), фантастическую драму «Планета Ка-Пэкс» (7 ТВ, 23.20) и комедию «Игрушки» («Первый», 2.35). Последний изруган критиками и провалился в американском прокате. Но я убежден: у Робина Уильямса не бывает плохих ролей.

Воскресенье

В праздник нам, естественно, предлагают всенародно любимую советскую классику от «Высоты» и «Женитьбы Бальзаминова» («Первый», 10.15, и ТВЦ, 11.45) до «Москва слезам не верит» и «Покровские ворота» («Россия 1», 18.25, и «Петербург», 13.55).

А на 7 ТВ - день Гойко Митича. С 8.35 и до 20.15 и «Апачи», и «Ульзана», и «Белые волки» - в общем, вся палитра «красных вестернов», снимавшихся в ГДР. О некогда бешеной популярности черногорца Митича свидетельствуют строки из песен. «А индеец Гойко Митич всех ковбойцев обманул и куда-то спрятал золото Маккены» (Сергей Трофимов). «Я люблю только вестерн и китч, привет тебе, Гойко Митич!» («Ленинград»). А в Болгарии в 98-м первое место в хит-параде заняла песня «Бате Гойко» панк-группы «Хиподил» - «Бате Гойко, ты мужик! Бате Гойко, ты один!»

Фото:
Весь день на экране - Гойко Митич (7 ТВ, воскресенье).
Фото:
Джейми Оливер («Домашний», понедельник - четверг, 7.30).
Фото:
«Москва слезам не верит» («Россия 1», воскресенье, 18.25).
Фото:
Фото:
Фото:
«Рестлер» («Россия 2», понедельник, 19.50).
Фото:
Петр БОЛЫЧЕВ.