Новый театральный сезон в Мурманске начнется с классики. Причем с той классики, которая составляет золотой фонд российской культуры: на сцене областного драматического театра северяне смогут увидеть оперу «Евгений Онегин» и балет «Щелкунчик». Нет, наши артисты не переквалифицировались в срочном порядке в балерин и баритонов - хотя, надо сказать, мурманские служители муз и поют, и танцуют неплохо. Дело в том, что в сентябре в заполярную столицу приедут гости из Петрозаводска, артисты Музыкального театра Республики Карелии. Кроме вышеназванных постановок, они привезут еще и детский спектакль. А по завершении этих гастролей в Петрозаводск отправится наша труппа, которая покажет соседям три наиболее значимые и нашумевшие постановки последних лет - «Белое облако Чингисхана» Айтматова, «Одноклассники» Полякова и премьеру сезона нынешнего, «Хитроумная влюбленная» Лопе де Веги.

- Начало нового творческого этапа обещает быть по-настоящему праздничным, - уверена Татьяна Вешнякова, директор мурманского драматического театра. - Публика увидит прекрасные вещи и, что немаловажно, увидит их в слегка обновившихся и помолодевших, если можно так выразиться, интерьерах. За лето мы намерены улучшить и усовершенствовать многое. В первую очередь - вытряхнуть из театральных кулис пыль. Я серьезно говорю. Когда три месяца назад возглавила театр, мне показалось, что он нуждается в хорошей уборке. В прямом смысле слова: сидя в зале, глянула на барельеф над сценой и поняла, что тот порядком запылился. Надо мыть! Надо менять шторы в фойе - они не гармонируют с общей обстановкой, с мозаичными панно. Новые уже заказали, зрители смогут совсем скоро их оценить. Ну и, конечно, надо что-то делать с буфетом - он маленький, тесный, не вмещает всех желающих.

- Будете расширять?

- Постараемся найти и для этого возможности. Пока же наладили сотрудничество с кафе «Юность». Его сотрудники будут обслуживать публику, причем намерены ориентироваться по ситуации: если ожидается много народу, как, например, на «Одноклассниках», где почти всегда аншлаг, то откроем дополнительные буфеты в фойе. Раньше у нас был второй стационарный буфет, но его закрыли, и, к сожалению, это помещение пока не используется. Присмотримся и к нему.

- Однако вряд ли в том довольно почтенном здании, которое занимает театр, можно обойтись косметическими переделками, как бы они ни были важны и приятны. Ремонт планируете капитальный?

- Вот именно капитальный планируем. Не просто даже планируем: есть полная уверенность, что на следующий год под эти цели будет выделено достаточное финансирование. Губернатор и областное правительство очень внимательно отнеслись к нашим проблемам, пошли навстречу. В том, что здание нуждается в серьезных работах, сомневаться сложно - с шестидесятых годов здесь основательно ничего не ремонтировалось. Получается, такими хоромами обладаем, а воспользоваться ими с умом не можем. Площади есть, но в таком ветхом состоянии! Надеюсь, все стронется с мертвой точки, мы сможем сделать многое: улучшить условия, в которых работают наши цеха - швейный, столярный и остальные, реконструировать кресла в зрительном зале. Может, и на люстру хватит - она слишком древняя, не парадная и не торжественная, да и просто тускловата. А в театре должно все сиять.

- В последние годы обозначилась еще одна проблема - театральное здание, расположенное под склоном близлежащей сопки, каждую весну подтапливают талые воды. Вас не смоет?

- Сами боимся. Ведь под сценой, в техническом этаже, уже образовался провал, довольно большой. Выяснилось, что в здании театра и на его территории отсутствует дренажная система. Этим тоже будем заниматься, так же, как и обновлением осветительного и звукового оборудования. На эти цели средства нам выделяет российское министерство культуры. Все эти задачи предстоит решать в будущем году. При этом нам приходится помнить, что здание театра является историческим памятником и его облик должен быть сохранен. Поэтому никуда не денутся любимые северянами мозаичные панно в фойе, барельеф на фасаде здания работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Сохраним и отреставрируем роспись потолка в зрительном зале и все, что представляет историческую ценность.

- Планы грандиозные, особенно в свете реформы бюджетных организаций, которая сейчас идет в стране.

- Все взаимосвязано: именно в связи с реформированием нам надо серьезно думать над тем, как привлечь людей. Если мы станем тем, чем изначально и был театр, с чем он у нашей публики ассоциируется - шикарным местом для выхода в свет, то это даст и дополнительные возможности. В Мурманске не так много мест, куда приятно прийти нарядными, где можно красиво провести время, и если сможем обеспечить должный уровень, будем более востребованы. Мы готовы к любому сотрудничеству, к воплощению любых идей: уверена, например, что найдутся желающие провести в таком торжественном интерьере и вечера отдыха, и корпоративные праздники, может быть, и свадьбы. Между прочим, мы не изобретаем велосипед, а ориентируемся на чужой опыт: такая практика есть в других театрах страны, в Питере и Москве, к примеру, проводятся театральные Рождественские встречи, другие мероприятия.

- За те три с лишним месяца, что вы директорствуете, пришлось столкнуться со значительным количеством проблем. Вы человек энергичный и излучаете уверенность в лучшем будущем. Но ведь, наверное, и страшно было?

- Куда же без этого! Были секунды слабости, когда хотелось все бросить. Но я действительно думаю, что перемены к лучшему возможны. Эта уверенность основана на конкретных вещах - я знаю, как нужно зарабатывать деньги, как грамотно выстроить экономическую политику. Отдаю себе отчет, что зрителя сейчас не просто завлечь в театр: каждый из нас, планируя личный бюджет, понимает, что хватает еле-еле на обязательные траты. На себя ничего не остается. Поэтому мы должны просто биться за публику, убедить людей, что им необходимо выделить деньги на театр. С другой стороны, если зрители не идут на спектакль, может, стоит подумать о том, чтобы исключить его из репертуара? Это болезненный вопрос, но поскольку я вхожу в художественный совет театра, имею право голоса в таких ситуациях. И опять же, аналогичный опыт есть в других театрах, значит, он оправдывает себя.

- А как театр может зарабатывать, помимо проведения праздников?

- У нас прекрасные цеха, в которых работают настоящие профессионалы. Работают за копейки, а ведь могут, например, делать какие-то вещи на заказ. Швеи у нас замечательные, шедевры творят! Я думаю, это может быть востребовано. Свой автотранспорт есть. Было бы желание зарабатывать... Кстати, будем и Интернет себе на пользу заставлять работать: оживим сайт, сделаем его более динамичным, откроем там форум, чтобы знать мнение зрителей о нашей работе, и организуем электронную продажу билетов.

- Какие новые постановки ждут северян в следующем сезоне?

- Безусловно, будут премьеры. В завершившемся сезоне их было пять, вместе с новогодней сказкой. Среди них «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Мужчины по выходным» Виктора Мережко, моноспектакль по Чехову «Лебединая песня». Под занавес сезона презентовали «Хитроумную влюбленную», а 9 июля состоялась еще одна - «Провинциальные анекдоты» по Вампилову. Кстати, постановку «Одноклассники» высоко оценил автор произведения, известный российский писатель Юрий Поляков. Он посмотрел спектакль и назвал одной из лучших постановок среди отечественных театров.

В афише нового, 73-го сезона, должны появиться имена Александра Галина, Сомерсета Моэма, Хеллы Вуолийоки. Возобновим практику приглашения режиссеров: одну из новых пьес, «Доброе утро, сто долларов», будет ставить московский мастер Георгий Товстоногов, полный тезка и внук легендарного режиссера. Художник тоже московский - Эдуард Галкин. Вещь интересная, автор - современный российский драматург. Ведем переговоры о гастролях известных, популярных артистов - возможно, осенью будем принимать Евгения Гришковца с его знаменитым моноспектаклем «Как я съел собаку». В этой работе нам очень помогает Юлий Малакянц, советник губернатора и генеральный продюсер кинофестиваля «Северное сияние» - его профессионализм, опыт и связи очень важны. Убеждена, что наш театр сейчас не имеет право на ошибки - мы просто не можем предлагать зрителям плохие вещи. Мы должны быть на высоте во всех смыслах этого слова.

Юлия МАКШЕЕВА