На вопрос, почему для своего театра создатели выбрали такое имя - «Самовар», режиссер Бенте Андерсен обычно отвечает, что именно на этот предмет должна быть похожа работа коллектива:

- Он горячий, на него приятно смотреть, его можно наполнить, можно опустошить, он постоянно бурлит, еле сдерживая свои «эмоции».

Театр «Самовар» был создан в 1990 году в соседнем с нами норвежском Киркенесе по инициативе Бенте Андерсен. Свой двадцатилетний юбилей коллектив отметил в прошлом году в Мурманске - на сцене областного Дворца культуры была показана премьера «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Бертольда Брехта. Бывал театр на гастролях в заполярной столице и с другими спектаклями, так что наши земляки с его творчеством знакомы. Сейчас норвежцы работают над новой постановкой, в которой речь в том числе пойдет и о России, о нашем регионе.

В России тот факт, что какой-то из театров отметил свое двадцатилетие, не повод для больших торжеств - в порядке вещей. Для Норвегии все немного иначе, и эта дата имеет особое значение. «Самовар» живет и работает в весьма малонаселенном районе страны, где «храмы культуры» обычно закрываются в короткий срок из-за финансовых проблем. Для того чтобы вполне успешно действовать там в течение десятков лет, надо приложить большие усилия, суметь увлечь зрителя, стать необходимым публике, выстроить не только творческую, но и финансовую политику. Это как раз та непростая наука, которую нынче приходится осваивать российским театрам, даже тем из них, чей возраст намного превышает два десятилетия. Сами участники «Самовара» считают, что их секрет - в инновационном подходе и высоком уровне постановок.

- Норвегия - дорогая страна, и нам было бы не выжить, особенно в Киркенесе, со штатом постоянной труппы, - рассказывает Николай Щетнев, хореограф театра. Наш соотечественник, родом из Архангельска, он уже давно живет и работает в Норвегии. - Коллектив у нас очень маленький, 6-7 человек. При этом ставим масштабные вещи, в которых задействовано по нескольку десятков артистов. Актеров набираем под реализацию конкретного проекта, причем труппа зачастую получается интернациональной: артисты из Норвегии и Дании, музыканты из Архангельска, танцоры из Москвы. Постоянные сотрудники получают зарплату, а те, кто работает над проектом, - гонорары. Причем бухгалтерии у нас как таковой нет, нанимаем таких специалистов для конкретных задач. Это позволяет нам быть мобильными, быстро реагировать на все, что происходит и интересно людям.

Главная тема «Самовара» - современность. «Мамаша Кураж» была, пожалуй, скорее исключением, чем правилом. В основном к постановке здесь берут вещи остроактуальные, причем не только по сути и сюжету, но и по средствам художественного воплощения. Сочетать в одной постановке театр, музыку, видеоряд - дело обычное. Это уже скорее перформанс, а не спектакль в том классическом виде, в котором к нему привыкла наша публика. Например, «Колд Фиш» - действо, которое трудно объяснить словами, поскольку все оно основано на танце и пластике - нет ни слов, ни видео, только движение, которое весьма ярко говорит о простых вещах. Эту постановку «Самовар» с большим успехом показывал гостям и участникам традиционного культурного фестиваля «Баренц-спектакль», который ежегодно проходит в Киркенесе.

Более традиционным по форме окажется спектакль, премьера которого запланирована на следующий год. Пока его рабочее название «Радио Баренц», и он будет рассказывать о жизни на приграничных территориях и о том, как политические решения влияют на будни тех, кто эти земли населяет. Идея спектакля заключается в том, что, находясь по разные стороны границ, люди тем не менее имеют похожие мечты и жизненный опыт и не обращают внимания на то, что их разделяет некая условная линия на карте. Они не хотят быть разделенными, не хотят, чтобы политика контролировала их жизнь и вмешивалась в нее, они хотят быть свободными и жить в мире с соседями.

Бенте Андерсен часто говорит, что «Самовар» делает постановки, отражающие время. Во всех своих работах артисты фокусируются на переменах, происходящих в обществе на местном, национальном и международно-политическом уровнях. А главным посланием «Радио Баренц» станет то, что надежда, правда и любовь могут победить любые границы.

Эта пьеса создана драматургом из Осло специально для «Самовара». Как рассказал Николай Щетнев, это обычная практика - театр в основном и ставит пьесы, которые по его заказу пишут современные европейские авторы. Причем заказ делается сразу нескольким драматургам, а затем выбирается лучший вариант, тот, который театр наиболее устраивает.

- Мы, конечно, не репертуарный театр, - подчеркивает Николай. - Такого рода театры тоже имеются в Норвегии, на севере, например в Тромсё. Побольше их на юге страны, есть среди них и государственные, и частные. Такая форма существования, которую выбрал «Самовар», дает большую степень свободы - мы делаем то, что хотим. Пару лет назад получили государственное финансирование, совсем небольшое, его едва хватает на зарплату нескольким членам труппы. Много работаем над грантами, отправляем заявки в культурные фонды. Это позволяет мобильно корректировать наши творческие планы и в целом вполне успешно существовать.

Своего собственного здания у «Самовара» сейчас тоже нет. То, которое было, сгорело несколько лет назад. В Киркенесе планируется строительство новой школы искусств, там-то и обещают театру приют. Пока же он располагается в одном из муниципальных помещений. Поскольку артисты много гастролируют, то большой проблемы в такой ситуации не видят.

- Еще во время работы в Архангельске я все время думал, что в моем городе обязательно должен существовать некий творческий центр, который мог бы реализовывать самые разные современные проекты и при этом зарабатывать деньги на себя, - рассказывает Николай. - Я сам профессиональный танцор, окончил Архангельский колледж культуры, много занимался самообразованием, ездил по всему свету, участвовал и побеждал в конкурсах и фестивалях, сотрудничал с разными артистами. Так что опыта для воплощения такой идеи мне хватало. И местная администрация поддерживала, какие-то деньги иногда выделяла и пыталась оказывать содействие. Центр был создан и даже проработал вполне успешно четыре года. Но каждый раз, чтобы воплотить очередной проект, мне надо было биться и прикладывать невероятные усилия... Поэтому, когда меня пригласили поработать в Норвегии, согласился. Я знаю, что в каких-то городах России подобные центры существуют. Может быть, реформа российских культурных учреждений, которую сейчас затеяли, действительно пойдет на благо? Не думаю, что упадет интерес к культуре - он и сейчас высок только по отношению к раскрученным брендам, модным именам, а многие интересные проекты остаются незамеченными. Надеюсь, реформа станет поводом к развитию, толчком и стимулом к тому, чтобы двигаться дальше, искать свою нишу в современной культуре.

Фото:
Фото с сайта www.samovar.no
Юлия МАКШЕЕВА