Самолет на Большую землю

Он улетит и, главное, обязательно вернется. А вернувшись, принесет нам то, чего так отчаянно не хватает в жизни, - чудо. Чтобы все желания непременно сбылись, силы воли и усердного труда недостаточно. Без толики удачи, без веры и надежд никак не обойтись. Так что будем ждать возвращения снежного самолета, который непременно принесет в Баренц-регион такие долгожданные чудеса…

В норвежском Киркенесе завершился «Баренц-спектакль» - традиционный фестиваль искусств, политики, бизнеса. Финальным аккордом стало создание на льду городского озера символического аэродрома и снежного самолета, который при большом скоплении народа под звуки оркестра «отправили в полет». Этот перформанс авторы, московские художники и архитекторы, окрестили «Арктик-карго», и без глубокого подтекста тут, разумеется, не обошлось. Авиация играла ключевую роль в освоении Севера - самолеты обеспечивали полярные экспедиции, искали потерпевших крушение, прокладывали новые маршруты. До сих пор в отдаленку кое-где можно добраться только на крылатых машинах. И как часто в этой самой отдаленке жизнь проходит в ожидании самолета, который доставит наконец самое необходимое, а еще лучше - перенесет нас самих на Большую землю.

Сегодня многие по обе стороны российско-норвежской границы рассчитывают на позитивные изменения в экономике и, соответственно, во всех сферах жизни. Меняется климат на планете, тают арктические льды, мигрируют рыбы… Все это неизбежно приведет к освоению новых сфер деятельности, привлечет в наш регион новые грузовые потоки. Надо быть готовым к этим вызовам, уметь работать сообща, общаться на одном языке и договариваться друг с другом. Об этом и говорили на протяжении нескольких дней фестиваля его участники. Причем каждый выбирал наиболее близкую и адекватную для себя форму.

Политики и бизнесмены, участвовавшие в традиционной Киркенесской конференции, читали доклады, демонстрировали графики и диаграммы. Ну а творческий люд самовыражался кто во что горазд. Организаторы фестиваля, продюсерский центр из Киркенеса «Девушки на мосту», всегда стараются сделать программу максимально экспериментальной, нетрадиционной по форме и яркой по содержанию. Впрочем, на Западе эти эксперименты, пожалуй, уже стали мейнстримом, однако в России по-прежнему воспринимаются как экзотика. Наше внутреннее ощущение культуры как чего-то непременно дорогого и серьезного испытывает некоторое неудобство от того, что все происходящее не укладывается в банальные определения - выставка, концерт, спектакль. Жанровый беспредел, однако, стимулирует фантазию и уж точно поднимает настроение.

- Как-то я себя здесь странно чувствую, - признался приятель, мурманский художник.

- Приболел? - заволновалась я.

- Да нет… Просто все время… улыбаться хочется…

Чувство, что и говорить, не самое для нас привычное. И то, что вызывает его отнюдь не только высокий уровень бытового комфорта и благополучия, но и ощущение некоего внутреннего свободного пространства, открытого для всего нового, - факт.

Из Северной Кореи - с норвежскими хитами

Самым масштабным событием фестивальной программы стало создание огромного «живого экрана». ME/WE назвал свою культурную акцию местный художник Мортен Тровик. В этой формуле зашифрованы жители Киркенеса и музыканты из Северной Кореи. Это, конечно, условное деление, однако основными участниками перформанса были именно эти стороны.

Тровик - известный норвежский художник и культурный деятель, не раз участвовал в программе «Баренц-спектакля», например, в прошлом году провел линию государственной границы между Россией и Норвегией прямо по центральной улице Киркенеса, установив там самые настоящие пограничные столбы. Он много путешествует, а Северная Корея в последнее время стала для него землей обетованной, где ему интересно находиться и где черпает идеи для своих выступлений. Вообще интерес к этой стране в Норвегии большой - другой мир, другая культура, экзотика в конце концов.

Такой экзотикой оказались и пятеро корейских подростков, учеников музыкальной школы Пхеньяна, которые виртуозно играют на аккордеонах. Героями их сделал Интернет, где ролик, на котором серьезные парни и девушки исполняют «на кнопочках» один из хитов норвежской группы «A-HA», стал сенсацией и за считанные дни собрал миллион просмотров. Ролик снял Тровик, а сами ребята, вполне возможно, его и не видели до гастролей - доступ к Интернету у простых северокорейцев очень ограничен. Да и вопрос с выездом из страны было решить непросто, однако им все же разрешили путешествовать.

Тровик же и придумал «живую картину», мысли о которой ему навеяла… корейская уличная гимнастика. Художник говорит, что ему показалось интересным, чтобы большое количество людей, собранных в одном месте, выполняли одинаковые движения.

На одном из окрестных склонов воздвигли снежную гору, вырубили в ней сиденья, расположив их амфитеатром, и рассадили людей - жителей Киркенеса и солдат с ближней погранзаставы. У каждого в руках - несколько фрагментов цветных фото, которые они по команде поворачивали к зрителям. Из них складывается большое изображение - помните, как это было на нашей Олимпиаде, где зрители на трибунах складывали из флажков Мишку? Вот так примерно это выглядело. Под музыку аакордеонистов, которые составили свой репертуар не только из национальных мелодий, но и из западных хитов - например сыграли «Бесаме мучо». Смыслы происходящего накладывались один на другой - натовские солдаты, корейские дети, изображения смеющихся младенцев размером с небольшую площадь…

- Это проверка нашего коллективного духа, - объясняет Тровик. - Способны ли мы, современные индивидуалисты, подчиниться группе, коллективу, стать крохотным пикселем в огромном общем механизме?

Эксперимент показал, способны. А что до корейцев, то я смотрела на них со смешанным чувством - они были как маленькие автоматы, у которых дежурные улыбки, сопровождающие выступление, похоже, записаны в нотах. Попытки заговорить с ними игнорировали, и я с состраданием думала об их родителях - наверняка бедолаги прожили эти дни в страхе и за себя, и за детей. А ведь не так давно мы выбирались за рубеж с теми же ощущениями и были на Западе такой же экзотикой…

На частоте, свободной от стереотипов

Однако стереотипы живучи. Разрушенные дома брошенных военных поселков в окрестностях Никеля и Заполярного, бедные - во всех смыслах - российские пенсионеры, русские женщины, ищущие любовь за пограничной чертой, - вот что предпочли увидеть в северном соседе создатели спектакля «Радио Баренц», который поставил местный театр «Самовар». Оговорюсь сразу - спектакль шел на норвежском, для русских зрителей были предусмотрены лишь очень краткие субтитры, поэтому восприятие основывалось большей частью на ощущениях и эмоциях. Ну, тем острее они оказались.

Спектакль интересен по форме - все действие сопровождается видеорядом на большом экране, а актеры способны и петь, и танцевать весьма профессионально. Жизнь приграничных территорий - вот что их интересовало. Это история о небольшой местной радиостанции, которая ведет вещание на нескольких языках. Режиссер из Осло Франциска Аарфлот и российский кинорежиссер Сергей Жигалов отправились по всему приграничному региону, встречались с людьми, беседовали, узнавали об их жизни, а затем дополнили своей фантазией. Львиная доля путешествия пришлась на российское приграничье - Финляндия и Норвегия оказались явно в тени. Может, потому что о нас интереснее рассказывать? Ведь нам приходится прилагать большие усилия, чтобы сделать свою жизнь лучше, а там, по ту сторону границы, она и так налажена.

Русская повариха бьется как рыба об лед, чтобы своей стряпней, которую она поставляет в придорожное кафе, обеспечить себе существование. Бизнесмен, больше похожий на мелкого бандюгана, изо всех сил старается запудрить мозги норвежскому персонажу и вовлечь его в «совместный проект». Российский паренек мечтает стать космонавтом, ведь он живет в Корзунове, где когда-то служил Гагарин. Правда, я уже очень давно не слышала от российских детей о такой мечте, нынче слегка иные приоритеты… Но пусть. Однако «тренироваться» ребенку приходится на старой ржавой карусельке во дворе, которую он воображает, видимо, центрифугой. Ее тоскливый и безнадежный скрип стал чуть ли не главной нотой российской мелодии на частоте «Радио Баренца»…

Норвежские артисты постарались пошутить сами над собой: когда показали, как работает их соотечественница-журналистка в России. Не дослушивая ответов собеседников, она начинает додумывать истории их жизни, сгущая краски и обостряя проблемы. И эта с юмором созданная фигура обнадеживает - стереотипы живучи, но не вечны. Хочется верить, что творческий поиск будет продолжаться. Возможно, когда-то «Самовар» найдет и новые российские образы - кроме растиражированных за последние двадцать лет бабушек в павлово-посадских платках и пятиэтажек с заколоченными окнами.

В том, что они есть, эти новые типажи, убедиться очень легко - достаточно побывать на концертах молодых российских групп, которых было достаточно в программе Баренц-фестиваля. Сходить на наши выставки. Поговорить со студентами и волонтерами, которые работают и на фестивале, и вне его в Норвегии. Да просто выйти на центральную улицу Киркенеса в любой выходной день - там прогуливаются мурманчане, приехавшие уже не столько на пресловутый шопинг, сколько просто развлечься. Им это нравится и вполне доступно. Хотя, конечно, и теток в платках, торгующих хрусталем на площади, хватает… Так что диалог продолжается: в поисках компромиссов и общего языка, понятного для всех сторон, стоит работать.

Юлия МАКШЕЕВА. Киркенес - Мурманск.