Казалось, еще чуть-чуть - и народ, не удержавшись, пустится-таки в пляс. Притопываний, прихлопываний и даже попыток подпевать публике к концу выступления было уже явно недостаточно, хотелось большего. А ведь концерт шел сугубо классический, читай - строгий и чопорный. По крайней мере, именно так мы привыкли воспринимать оперные выступления. Да и филармонический зал ну никак не ассоциируется с танцполом. Однако поди ж ты!..

На выступление солистов фонда «Таланты мира», которое состоялось в минувшие выходные в областной филармонии, билеты раскупили резво. Из чего можно сделать вывод - наша публика вполне ориентируется в музыкальной моде и отлично представляет, чего ей ждать от того или иного гастролера. «Я была на одном из прошлых выступлений солистов этого фонда в Мурманске и просто влюбилась: мало того что голоса отличные, так еще и концерт превращают в настоящее шоу. Такое грех пропустить», - поделилась одна из зрительниц.

Афиша действительно обещала шоу под названием «Дуэль теноров и баритонов». И без дуэльных сцен не обошлось, благо в мировых операх их предостаточно. Хотя, конечно, идею состязания организаторы проекта понимают шире. Руководитель фонда Давид Гвинианидзе уверен, что сегодня оперная музыка нуждается в популяризации. Нынешнее время предъявляет к ней свои требования: трех-четырехчасовые классические оперы современному зрителю слушать сложно и некогда. К тому же публику требуется увлечь этим миром, сделать так, чтобы первое знакомство с ним не стало последним - то есть не оставило бы скучного впечатления. Это, в общем, мировая тенденция.

Концерты трех теноров, звезд Доминго, Каррераса и Паваротти, были очень популярны. Естественно, что у них появилось много последователей, которые повторяли этот проект, но уже с участием менее титулованных артистов. «Таланты мира» решили развить направление - сохранив общую идею выступления нескольких исполнителей, внести в нее и нечто новое. В «Дуэли» - три тенора и три баритона, а сам концерт - это музыкальное соперничество, поединок, дружественное соревнование с шутками, смехом, подтруниванием участников друг над другом.

Шестеро исполнителей уже многого добились. Заслуженные артисты России Вадим Заплечный и Игорь Тарасов выступают в труппах «Геликон-оперы» и Государственного академического большого театра, Андрей Бреус - солист «Новой оперы» Евгения Колобова. Дмитрий Иогман, Сергей Плюснин и Петр Мелентьев поют на сцене Большого, а также за рубежом, в итальянских и американских театрах.

Опыт общения с самой разной публикой у них огромный. Их богатство - не только прекрасные голоса, но недюжинное исполнительское мастерство. Они прекрасные актеры, и этим в немалой степени подкупили публику. Стоит отметить и аккомпаниатора - за роялем весь вечер был Михаил Егиазарьян.

В первом отделении артисты представили своеобразные визитные карточки. Во втором - выходили на сцену парами, и каждый пытался доказать, что именно его оперная или опереточная ария достойна более громких оваций зрителей. Принято считать, что все самые хитовые арии в оперной музыке написаны для сладкоголосых теноров, однако на прошедшем концерте свои козыри оказались в репертуаре у каждого исполнителя. Фигаро, мистер Икс, Дон Жуан и Ленский с Онегиным - все романтические герои мировой сцены отметились в этом шоу. А были ведь еще и итальянские «Соле мио» и «Скажите, девушки», которые, по отзыву одной из зрительниц, «можно слушать каждый день на завтрак, обед и ужин». Уж про русские, всеми любимые - вроде «Живет моя отрада» или «Вдоль по улице» - и говорить не приходится: тут-то зал и запел вместе с артистами.

Приятно, что все действо было сдобрено изрядной долей юмора. «Красота твоя с ума меня свела, иссушила добра молодца», поет Вадим Заплечный - и не преминет упереть руки в весьма упитанные бока, словно демонстрируя, что есть еще что иссушивать красавицам. Шутливо наставить пистолет на товарища-соперника, взявшего высокую ноту и удерживающего ее в течение чуть ли не минуты - это запросто. Ну а уж о том, чтобы сплясать чардаш, и говорить не приходится - это у артистов получается легко и не без изящества. Фактурная внешность солистов тоже играет на руку шоу - всех можно без преувеличения назвать классическими опереточными красавцами.

За несколько лет своего существования фонд Давида Гвинианидзе реализовал множество проектов - как с известными и признанными артистами, так и с начинающими, которым он дал возможность выступать на различных сценах. Популяризировать оперу - задача не простая. Она всегда была довольно элитарным видом искусства, и ее поклонники ревниво относятся к попытками сделать ее доступной для широкого круга зрителей. Когда российские звезды на одном из телеканалов пытаются петь оперную классику - это в большинстве случаев выглядит убого. Упрощая и огрубляя эту музыку под свои небогатые вокальные возможности, они сводят ее к уровню песенки-однодневки. Но когда профессионалы оперной сцены пользуются некоторыми эстрадными приемами, выходит действительно настоящее шоу. В такой «Дуэли» ко всеобщему удовольствию нет ни победителей, ни побежденных - в выигрыше зритель, получивший заряд удовольствия и хорошего настроения.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Дмитрий Иогман.
Фото: Ещенко С. П.
Вадим Заплечный, Андрей Бреус.
Фото: Ещенко С. П.
Дмитрий Иогман, Вадим Заплечный, Петр Мелентьев.
Юлия МАКШЕЕВА