Вчера на сцене Мурманского областного драматического театра выступил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Визит прославленного коллектива прошел в рамках одиннадцатого Московского пасхального фестиваля, которым также руководит маэстро.

- Владимир Абисалович, в Мурманске ваших гастролей ждали с нетерпением. Ведь не секрет, что афиши концертных залов и телеэкраны нынче заполонили звезды попсы. Как вы с этим боретесь?

- У меня нет ни времени, ни сил на борьбу с попсой, но, поверьте, мы каждодневно ведем борьбу с пошлостью и бескультурьем своим творчеством, новыми спектаклями, программами, записями, фестивалями. В последнее время мы очень много работаем с молодыми зрителями, со студенчеством - для них есть специальные абонементы. Вот и в рамках Пасхального фестиваля Мариинский оркестр выступил в переполненном зале Московского государственного университета. Эта аудитория - наше будущее, и мы сегодня не должны упустить шанс приобщить их к вечным ценностям. Я сам отстоял на хорах Ленинградской филармонии около тысячи (!) часов… Наш ежегодный музыкальный форум по традиции открылся в Пасху, а завершится в День Победы гала-концертом на Поклонной горе. Карта гастрольного марафона охватывает несколько регионов - от Архангельска и Мурманска на севере до Краснодара и Кисловодска на юге, всего 36 городов России, а также Киев. Всего пройдет около 150 концертов. 20 апреля, параллельно с мурманским концертом, еще семь программ были представлены в Москве и Суздале.

- Не за горами еще один любимый вами фестиваль - «Звезды белых ночей». Чем он порадует меломанов?

- Грядущий фестиваль - юбилейный, программа его обширна. За восемь недель будет дано около ста спектаклей и концертов при участии более чем сорока артистов, солистов оперы и балета, хора и симфонического оркестра Мариинского театра.

Главные премьеры фестиваля: «Борис Годунов» Мусоргского в постановке Грэма Вика, двухактный балет Баланчина «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона, «Реквием» Верди в постановке Даниэля Финци Паски. Я бы отнес к главным событиям еще и «Хованщину» Мусоргского при участии Ольги Бородиной и Владимира Галузина - спектакль посвящен 20-летию проекта, и символично, что именно Ольга Бородина пела «Хованщину» на самом первом нашем фестивале. Среди других оперных звезд блеснут Анна Нетребко, Мария Гулегина, Екатерина Губанова, Екатерина Семенчук, Владимир Галузин, Ильдар Абдразаков, Ферруччо Фурланетто, Александр Антоненко.

Мы пригласили на «Белые ночи» симфонический оркестр театра Ла Скала под управлением Фабио Луизи, ансамбль солистов оркестра Венской филармонии, квинтет Берлинской филармонии, струнный квартет «Борромео». Впервые с симфоническим оркестром Мариинского театра выступит знаменитая шотландская перкуссионистка Эвелин Гленни. В балетной афише помимо фестивальных премьер лучшие спектакли репертуара, включая последние премьеры, - «Юноша и смерть», «Парк», «Диана Вишнёва: диалоги», балеты Джорджа Баланчина, а также «Баядерка», «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта». Восемь удивительно красивых недель! Мы не ставим целью заклеить весь Петербург афишами и рекламой, престиж фестиваля необычайно высок, он не нуждается в раскрутке. Так что приезжайте, гостям мы всегда рады.

- Любимое всеми поклонниками классической музыки и балета старое здание Мариинки отметило свое 150-летие. Оно не нуждается в реконструкции? И как продвигается многострадальное строительство второй сцены вашего театра?

- Бог нас уберег - мы не поддались соблазну закрывать здание на реконструкцию. То ли пример Большого театра, то ли моя природная осторожность сработала, но в последний момент я с этого забега снялся. Мы уже почти все документы подготовили, прошли полностью главгосэкспертизу, а выше этого в России только Господь Бог (улыбается)… Видимо, по Его воле мы и поосторожничали, а иначе имели бы сейчас плачевную ситуацию, оказавшись и без первой сцены, и без второй. Ведь когда объявлялся конкурс на проект второй сцены, годом появления Мариинки-2 был объявлен 2006-й, а затем плавно возникали 7-й, 8-й, 9-й. Нашлись люди, которых дополнительные миллиарды рублей на строительство интересовали гораздо больше, чем сам факт открытия новой сцены. К нашей радости, сейчас стройка идет полным ходом. Фестиваль «Звезды белых ночей» 2013 года проведем уже на новой сцене.

- Несколько лет назад в Мариинке был создан еще и лейбл «Мариинский», причем все записи под ним сделаны в России, и он быстро занял лидирующие позиции среди аудио- и видеопродукции...

- Я проработал двадцать лет с крупнейшими звукозаписывающими компаниями мира, а теперь с гордостью говорю, что диски лейбла «Мариинский» записываются в Концертном зале Мариинского театра, обладающем изумительной акустикой, на современнейшем оборудовании. Приглашаем лучших западных специалистов, но и наши быстро учатся. Награды, престижные премии нам, конечно, приятны. Но мы далеки от желания поставить этот процесс на поток, записывать на СD и DVD все подряд. Однако никак нельзя допустить того, чтобы Владимир Галузин не остался в истории, как Алексей в «Игроке» и Герман в «Пиковой даме», или голос Анны Нетребко не сохранился бы в партии Наташи Ростовой в «Войне и мире». Даже ведущие западные марки в период кризиса не возьмутся за «Войну и мир», если ставить во главу угла коммерцию. Но мы не спешим зарабатывать деньги, куда важней запечатлеть творчество лучших артистов нынешнего Мариинского.

- Валерий Абисалович, музыка по подписке - это веяние времени?

- Сегодня в мире едва ли не половина аудио- и видеодисков распространяется именно по подписке, и есть все основания считать, что эта тенденция возобладает и в наших краях. Записи нашим лейблом уже заявили о себе во всем мире, и теперь нам хочется, чтобы они нашли дорогу к российским любителям симфонической музыки, оперной, балетной классики, современной музыки. Подписка вовсе не отменяет продажу дисков, в том числе и в самом театре, в магазинах, но подписка - самый перспективный путь.

- Дождемся ли мы прямых трансляций на весь мир из Мариинского театра в цифровых кинотеатрах, как это уже делают Метрополитен-опера, Ла Скала?

- Да, Метрополитен-опера проявляет большую активность в поиске новых форм общения со зрителями. Огромное их завоевание - трансляции в кинотеатры всего мира своих спектаклей. Мы к этому еще не готовы. Может быть, через год-два к этому придем: у нас есть свой высокочастотный тракт, технически мы вполне оснащены.

- Маэстро, вы - член президентского совета по культуре… Какие проблемы нужно решить в России в первую очередь, чтобы все наши разговоры о высоком не утонули в волнах попсы?

- Меня давно удивляет, почему в такой музыкальной сверхдержаве, как Россия, катастрофически мало хороших концертных залов. Не можем мы жить только на два театра - Большой и Мариинку. У нас даже в таком городе, как Новосибирск, вообще нет концертного зала. А нам нужно, просто необходимо иметь современный концертный зал в каждом областном центре.

Михаил САДЧИКОВ