- Возможность увидеть знакомое в новом и необычное в привычном, - так охарактеризовала мурманчанка Галина Смирнова подборку норвежских короткометражных фильмов, показанных в рамках Дней Северных стран.

Программу «Фильм с Севера» подготовили организаторы международного кинофестиваля в Тромсё, самого крупного в соседней стране. Они привезли в заполярную столицу не абы какие ленты, а лучшие из тех, которые были сняты режиссерами в последние пять лет. За полтора часа, что длился показ, зрители смогли понять, как и чем живут норвежцы, как относятся к нам, русским.

- Это по-настоящему суперкино, - сказал перед сеансом представитель фестиваля в Тромсё Игорь Шайтанов. - На примере этих лент видно, как развивается норвежское кино, чем оно отличается от российского. Режиссеры, снявшие фильмы, - голоса нового времени. У мурманчан уникальная возможность оценить их творчество первыми в России: после заполярной столицы программу увидят в Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Архангельске.

Восемь короткометражных лент произвели впечатление на местную публику. Здесь были и мелодрама, и психологический фильм, и мюзикл... Первый фильм - «Вечеринка». Это история о девушке, которая рассталась с парнем, но по-прежнему его любит. Случайная встреча с ним на улице всколыхнула чувства героини, она идет в клуб, где выпивает алкоголь, знакомится с мужчиной и приводит его к себе домой. Согласитесь, такое происходит сплошь и рядом не только в Норвегии, но и у нас в России. Правда, новый ухажер не решается остаться до утра и покидает девушку. Она пытается записать на видеокамеру обращение к возлюбленному, но у нее ничего не получается.

Другая лента - «Томми». Ее автора Уле Гийевера норвежские критики назвали лучшим режиссером короткометражных фильмов 2000-х. На прогулке в горах молодой человек Арилд случайно встречает отца своего одноклассника. Они не виделись 20 лет, но разговор далеко не позитивный. К тому же взрослый мужчина ведет себя, как ребенок. Сначала хвастается доходом сына, а узнав, что Арилд получает в несколько раз больше, вспоминает старые обиды. Юноша пытается уйти, однако собеседник его задерживает. Расстаются они лишь после того, как Арилд дает отцу одноклассника несколько тысяч крон.

В фильме «Брак» русская девушка приезжает в Норвегию, чтобы выйти замуж за мужчину средних лет. Его семья не принимает невестку, относится к ней, как к прислуге, но наша соотечественница мягко, но четко дает отпор. Молодожены остаются вместе.

- Я больше всего переживала, когда смотрела картину «Башня», - поделилась впечатлениями Ирина Кузьмина. - 11-летний Йохан закрывает своего друга в подвале школы. Причем на дверцу ставит несколько бетонных блоков, сооружая что-то наподобие башни. За ним приезжает мама, и мальчик не может освободить товарища. Из дома ему тоже никак не выйти, потому что поздно. А впереди - выходные. Мы видим, как подросток переживает, однако у него не хватает смелости признаться родителям, что случилось. В результате он все-таки возвращается к другу. Поражает, что тот не ругает его, а спокойно спрашивает, придет ли Йохан к нему на день рождения.

Несомненным хитом программы стал мюзикл «Лысый». В нем рассказывается о любви парня к лысому мужчине. «Почему ты не выбрал волосатого?» - спрашивает мать. «Потому что лысый - самый лучший», - отвечает сын и выходит на улицу. Там он встречает людей, которые ему подпевают. И такой большой веселой поющей компанией они пританцовывают по городу, пока наконец-то не встречают этого лысого мужчину. Доходит до того, что и родители героя называют друг друга лысыми. Вот так, весело и непринужденно, авторы ленты подняли серьезную тему однополой любви и свободы выбора. Мурманским зрителям мюзикл понравился настолько, что они аплодировали.

- Огромное спасибо организаторам за эту программу, - сказала Наталья Лесникова. - Честное, некоммерческое, завораживающее, эмоциональное кино. Все фильмы смотрела на одном дыхании, развитие каждого сюжета непредсказуемо, и музыка просто волшебная. Я и переживала, и боялась, и смеялась от души. За «Лысого» - отдельное спасибо.

Екатерина АНДРЕЕВА.