Вот она - исполненная мечта. Я в гостях у народной артистки России Маргариты Конториной. По случаю ее «юбилейного марафона». Давно планировали посидеть, поговорить - не получалось. И вот наконец. Конторина живет на конечной троллейбуса № 3, в знаменитых «лужковских многоэтажках». Воcьмой этаж. Уже во дворе как-то по-особому веет Москвой. Добротно закодированный подъезд. Сложное, почти лабиринтное переплетение лифтов, этажей, пожарных лестниц, гулких пролетов, тамбуров.

Ее Хозяйка

Квартирка маленькая - типовая двухкомнатная, но уютная, светлая. С порога видно, что живет в ней известная артистка. На стенах - афиши. Много престижных дипломов, почетных грамот. Еще больше - дорогих сердцу фотографий, некоторые с автографами.

За стеклами книжного шкафа - черно-белые «старомодные» снимки театральных учителей, однокурсников. Конториной повезло учиться в классе профессора Леонида Макарьева при ленинградском ТЮЗе им. Брянцева. В ту же пору учились в Питере у тех же педагогов Ольга Волкова, Антонина Шуранова, Николай Иванов, Георгий Тараторкин. Актерская школа, пройденная Маргаритой Васильевной, добротна. Профессию актрисы выбрала по своей воле, и потому все в обучении было только в радость. Сценический темперамент проявился сразу: будущая исполнительница характерных ролей. Но и драматический дар несомненен. Для Конториной с юности под силу был репертуар Островского, Горького, Мольера. Может быть, поэтому особенно обидно то, что так и не сыграла она пока своей главной роли, предназначенной ей, казалось бы, самой судьбой. Речь идет о Вассе Железновой! О, сколько власти слышалось бы в ее голосе! Как беспощадно она была бы и к безвольному мужу, и своенравной невестке-революционерке. Но бесспорно и то, что Васса Железнова в исполнении Конториной привязала бы к себе внимание зрителей особого рода обаянием: глубокой неразделенной печалью сильной личности. Таких ненавидят, таких боятся, таким завидуют. Впрочем, что говорить о том, что не сыграно?!

Горьковская Васса от Конториной, думаю, никуда не уйдет. Сыграет! А пока… Пока в перечне ее ролей самой главной и любимой является роль Хозяйки Нискавуори. Несколько лет назад мурманчане с удовольствием ходили на спектакль театра Северного флота «Каменное гнездо». Покорял актерский ансамбль. Основную сценическую интригу под руководством главного режиссера театра Юзефа Фекеты вели Маргарита Конторина, Наталья Долгалева (Илона), Александр Агафонов (Аарне). Спектакль о драме свободной любви в «каменном гнезде» жесткой семейной традиции был поставлен как история борьбы страстей и привычки, покоя и безрассудства. Помню, «Каменное гнездо» стало одной из первых увиденных мною на сцене КСФ постановок. Маргарита Конторина просто пронзила! До слез! В ее Хозяйке было столько силы характера и при этом такая человеческая и просто материнская уязвимость, что разрывалось сердце, ум путался в оценках: деспот или жертва, страдалица или «зверь»? Образ вырастал из, казалось бы, мелочей.

Особенно мне запомнилась почему-то перманентная завивка на властной седеющей голове: в ней было столько узнаваемого, родного. Почти все советские женщины делали тогда себе такую прическу. Она уродовала, конечно. Но вместе с этим придавала «хозяйкам» трогательную уверенность в «правильности» своего внешнего облика. Героиня Конториной до последнего отстаивала приличную репутацию родового поместья. Шла против своего материнского сердца. В ней одновременно жила и жалость к пылко влюбившемуся в молоденькую учительницу сыну, и презрение к «телячьим нежностям» любящих.

Хороший был спектакль! Сегодня в театре «Каменное гнездо» спешно восстанавливают. Но подходят к «реанимации» шедевра, серьезно. «По сути, это будет совсем другой спектакль, - пытается прогнозировать премьеру актриса. - Поменялись декорации. Художник - из Москвы. Все, кроме меня, другие артисты. Рада, что молодую влюбленную пару сыграют Алеша Гудин и Юля Блохова. Ребятам важно учиться вынашивать глубокие в драматическом отношении роли. Спектакль станет для них школой». Что же…Посмотрим! Не без интереса.

А пока мы с Маргаритой Васильевной буднично, но вкусно обедаем. Должна признать, юбилярша с бытовой стороной жизни «на ты». Во всяком случае, приготовления супов, поджарок, лепки пирожков не чурается. Селедочка под маринадом - высший пилотаж! Маргарита Васильевна любит принимать у себя гостей. Родилась 13 января, как раз на Старый Новый год. А это, как известно, любимый праздник драматических артистов. Собираются из года в год у Конториной, засиживаются допоздна. Она искренне любит своих товарищей по актерскому цеху. Благодарно вспоминает партнеров. В первую голову - Виктора Васильева. Он нынче живет и трудится на артистической ниве в Севастополе. Но часто звонит, «отчитывается» о своих крымских достижениях, справляется о здоровье. Опытный партнер по сцене ведь почти родной человек.

Конторина соседствует на одной площадке с Николаем Новодворским. Начинали играть вместе в 80-е годы еще в эксцентричном «Ипохондрике». Уловили комедийную струнку друг друга! Это ли не находка на всю оставшуюся артистическую жизнь? В первую очередь для постановщиков, конечно. Дуэт Новодворский - Конторина используется в постановках частенько. В последние годы стали играть уже старичков. В спектакле «Деревенские страсти» публика на ура принимает перепуганных до смерти престарелых супругов, которые боятся за свои грядки на огороде и не могут взять в разумение, что нужно «выудить» у них заезжему репортеру.

Чтобы артиста было слышно

Кстати, о конторинских старухах. Как бы между прочим, Маргарита Васильевна, преподносит мне книжку-каталог Михаила Кадашникова: «Четыре мурманские музы». Фотограф устроил в 2010 году в АСТЭСе выставку. Цель - показать четырех мурманских актрис в одной из их ролей. Четыре музы - Марина Скоромникова, Алла Журавлева, Тамара Волынкина, Маргарита Конторина. Каждая по-своему хороша! Но и конкуренция налицо. Моя собеседница осторожно предупреждает: «Мои фотографии не совсем обычные получились. Меня на них никто не узнавал. Причем до такой степени, что в начале экспозиции пришлось выставить рядовое фото из другого спектакля. Из «Мачехи». Там я играю служанку. И более или менее похожа на себя. А в бабке Фене из «Деревенских страстей» - нет, на себя не похожа. Одна моя коллега даже сказала, что фотограф устроил мне медвежью услугу. А вы как думаете?»

Что можно думать? Тут дыхание захватывает от того, насколько реальный образ актрисы не совпадает с образом сценическим. На фотографии иное - не конторинское! - лицо. Другие глаза, другой изгиб рта, форма носа. Снимки, прямо скажем, трагические. И это трагедия исчерпанности жизни. Это какое-то только старикам свойственное «пограничье», уже отстраненность и запредельность, а не сиюминутность существования. С таким лицом Ибсена бы играть! Настоящая театральность. А она, как ни крути, в волшебном даре перевоплощения. Маргарита Васильевна видит произведенное фотографиями Михаила Кадашникова впечатление. Гордо блещет молодыми лукавыми глазами:

- Вам нравится? Вот и я считаю, что удалось поймать то, ради чего и создается роль. Образ!

Ролями Маргарита Конторина во флотском театре не обойдена. Есть что вспомнить. В последние годы играла и в Мольере («Тартюф), и в Островском («Лес», «На всякого мудреца довольно простоты»), и в современном репертуаре. Вспоминается эксцентричная Живка («Госпожа министерша»); находчивая Памела, которую целая банда авантюристов так и не сумела «обработать» («Как пришить старушку»); сердобольная, скорая на ласковое слово Бабушка («Шутки в глухомани»).

Одна из несомненных побед всей творческой биографии актрисы - Гурмыжская в «Лесе».

- Островского хотелось бы играть и играть, - признается Конторина. - Но ставим его не так часто. Обидно. А ведь это такая планка для актера! И речь должна быть особая. Знаете, я особо трепетно отношусь к речи. Важно, чтобы артиста было слышно! Правда?

Безусловно. Несколько сезонов подряд мне приходилось с Маргаритой Васильевной заседать в жюри театральных конкурсов для молодежи - в известных мурманских «Гранях». Не раз наблюдала, как она по-актерски цепко всматривается в постановки народных коллективов, как мучительно морщится при каждой речевой невнятице. И расцветает, если участники конкурса «Художественное чтение» внимательно относятся к слову. Готова возносить до небес! Она умеет быть безмерной в проявлении эмоций! Ругать - так ругать, хвалить - так хвалить!

Мастер и пластилин

Довольна ли юбилярша своей уже в основных «тезисах» сложившейся судьбой? За окнами ее обихоженной кухни - серенький апрельский денек. Пятиэтажки Мурманска, хрущевки. На «заднике» заоконного пейзажа красуется мрачноватая черная сопка, на ее склоне - снег. Он вряд ли растает даже к августу. А ведь Конторина - ленинградка. А они - питерцы - люди особого склада, рафинированной культуры. «Привыкли к Мурманску? Полюбили Север?» - спрашиваю не без подвоха. Небольшая заминка. Потом - с чувством:

- И привыкла. И полюбила. Всей душой! В Петербурге у меня своя квартирка. Но каждое лето, возвращаясь из отпуска в Мурманск, думаю - еду домой. Это дорогого стоит. Правда. Вот был у нас спектакль. «Остров Рикоту». Юрий Сергиенко поставил. Я там играю рыбообработчицу. У меня костюм настоящий - с нашего рыбокомбината. Фартук. Перчатки. Все как положено. Мне работницы рыбокомбината в любви признавались: вылитая, говорят, наша. Я - горжусь. А в спектакле речь идет об острове, на котором люди живут всю свою жизнь и других мест не видят. На репетициях ходили разговоры о том, что так, дескать, и мы тут, в Мурманске, на краю земли сидим и ничего хорошего не видим. А я отстаивала и буду отстаивать, что Мурманск - город замечательный, молодой, свежий! Мне нравится Мурманск. Я - мурманчанка. Уже настоящая.

Конечно, наш северный край Маргарите Конториной родной. Сколько исколесил флотский театр по гарнизонам! Сколько видели уставшие от дорог артисты внимания, любви от своих поклонников! Как их всегда ждали! Со слезами Маргарита Васильевна вспоминает случай, когда зрительница в одном из отдаленных гарнизонов подарила ей на поклонах срезанные комнатные цветы - да, прямо из цветочного горшочка! Других-то в гарнизоне не было, а выразить благодарность актрисе хотелось. Такие знаки внимания и уважения запоминаются на всю жизнь. «Нет, ни минуты не жалею, что пошла в артистки. И что в Мурманск решилась приехать по совету своих театральных друзей-мурманчан за три дня. Помедлила бы - была бы совсем другая судьба. Другие люди бы встретились. Попала бы к другому режиссеру…»

Юзеф Васильевич Фекета как-то сказал: «Легче всего работать, конечно, с профессионалами. Они понимают с полуслова. Вот Маргарита. Наша Марго. Конторина. Иногда мы спорим. Она кочевряжится. Не сразу принимает рисунок роли. Но я-то знаю, что в итоге я всегда могу ее как опытного профессионала убедить сыграть так, как необходимо по логике художественной правды. Поверите, я с Конториной могу чудеса творить! Она ведь как пластилин! И при этом - Мастер. Народная артистка!» Маргарита Васильевна о главном режиссере говорит уважительно:

- Ничего, кроме благодарности, не испытываю. В театре Северного флота раскрыли мою индивидуальность. Я играла и играю много. Востребована.

Юбилейный вечер народной артистки России Маргариты Конториной состоится 19 мая. И я уже слышу троекратное флотское «ура! ура! ура!» в ее честь! На сцене мы увидим Хозяйку Нискавуори («Каменное гнездо»). Властную. Несчастную. Родную. А я прощаюсь с хозяйкой гостеприимного дома на проспекте Героев-североморцев. Сидеть бы и сидеть. Говорить бы и говорить… О жизни, о театре, о любви, о мечте.

- Одна моя студентка очень хочет стать артисткой, Маргарита Васильевна. Что ей передать? Какой совет от вас?

- Скажите, что это очень большой труд. И что первого курса театрального вуза многие просто не выдерживают. Там проходят такие, знаете ли, коварные упражнения - на память физических движений, с несуществующим предметом. Они не каждому удаются. Но мне удавались. Я всегда была во всем отличницей!

Браво, актриса! Верю. Верю.

Фото:
Фото из архива театра.
Фото:
Людмила ИВАНОВА.