Грузный смешной ребенок, устало ковыляющий за своим умирающим «предводителем». В колпаке. С игрушкой в руке. Он пытается шутить по привычке, но остроты получаются вымученными и грустными. Шут, как никто другой, чувствует приближающуюся катастрофу - не мировую, а глубоко личную, человеческую. Таким мурманчане увидели народного артиста России Владимира Ерасова в роли Шута в шекспировском «Короле Лире» на сцене областного драматического театра.

Владимир Ерасов приехал в Мурманск в далеком уже 1973 году. Наш областной драматический театр стоял тогда на пороге своей истории, почти легенды. Одновременно на Север из Ленинграда прибыло несколько молодых и отчаянно талантливых людей. Четверикова и Самочко, Стоменок, Ниценко, Рачило, Кецман … В труппе - мэтры Туманов и Баздеров. Любимцы публики - Белова, Иоффе, Скоромникова. Режиссерский бал правит Василий Киселев. На стажировку в Мурманск приезжает Григорий Михайлов и остается на долгие годы.

Среди «новобранцев» начала семидесятых Ерасова нельзя было не заметить. Первое впечатление - нелепого вида, неповоротливый Яичница в дипломной работе Михайлова «Женитьба». Потом - глубокая и серьезная роль в спектакле по пьесе В. Розова «Гнездо глухаря». Ерасов играл мужа главной героини Искры (М. Скоромникова) - приспособленца и карьериста Егора. Играл блестяще! Чувствовалась хватка настоящего профессионала. Своего персонажа, разрывавшегося между удобством и правдой жизни, не щадил, но, как и положено в актерском ремесле, оправдывал. В «Поднятой целине» - такой же противоречивый , в чем-то даже поэтичный Разметов. На Ерасова стали «специально ходить» местные театралы, обратила внимание критика.

Владимир Павлович - актер опытный, а человек - заводной. Во многом - детский. Нептун на Дне рыбака и Дед Мороз - его прямая обязанность! Детишки принимают за своего! В городе Ерасова узнают на улицах. Перед Мурманском заслуги у него немалые. Владимир Павлович в непростые девяностые стал одним из инициаторов создания факультета искусств в Мурманском пединституте (ныне МГГУ). Набрали актерский курс, руководство которым артист взял на себя, получил звание доцента. Занятия вел озорно, с любовью к ремеслу и студентам.

Сам он выпускник знаменитого ЛГИТМиКа. Сначала, правда, попробовал себя в кораблестроительном, но тяга к сцене в итоге взяла свое. Тогда - в конце 60-х годов - время было очень уж творческим, не выветрился еще из умов и сердец пьянящий дух «оттепели». В моде - поэты, писатели, «горланы-главари». С тех студенческих Владимир Павлович ценит и неплохо знает русскую и советскую поэзию. Именно ее пафос, читая Евтушенко, стремился передать воспитанникам Детской театральной школы, с которой сотрудничает много лет.

Диапазон его ролей в последние годы все так же широк.. В послужном списке - комедии, драмы, фарсы. Может блеснуть в значительной роли, а может обогатить своей харизмой маленький эпизод: как колоритен он в купце Микиче («Проделки Ханумы»)!

Закрытие сезона завершилось проводами артиста. Он с супругой (тоже много лет отдавшей служению МДТ) покинул наш город. Хочется верить, что мурманский театральный занавес в судьбе актера поднимался и опускался не одну тысячу раз совсем не случайно. Спасибо, Артист!

Людмила ИВАНОВА.