Фестиваль, который в минувшие выходные побывал в Мурманске, называется кочующим. Как объясняют его участники - артисты, музыканты, певцы, это потому, что они все время в движении, постоянно в пути. За восемь лет своего существования фестиваль «Манящие миры» объехал пол-России. А вот так далеко на Север забрался впервые. Зато теперь вдохновленные теплым приемом гости говорят - приедем еще!

- Сейчас мы с вами будем учиться традиционному эксимосскому танцу! - объявил один из артистов. Мурманчане, собравшиеся на площадке перед областным Дворцом культуры, неуверенно похлопали. Но артисты тут же их подбодрили: - Это не так уж и сложно! Зато очень интересно, ведь национальные танцы всегда имеют в своей основе какие-то реальные вещи - охоту, рыбалку, домашние промыслы. Все движения имитируют эти занятия, так что повторить их под силу любому. Заодно узнаете много нового о культуре другого народа.

Танец, который попытались разучить наши земляки, оказался женским и рассказывал о том, как выделывать шкуры животных, добытых на охоте. Каждый жест симпатичных девчонок, одетых в колоритные народные костюмы - сшитые как раз из этих самых шкур и богато отделанные мехом, вышивкой, бусинами, раскрывал тайны процесса. Плавное движение руками - полюбуйтесь, какую красивую шкуру добыл мой охотник, резкие - это мы наш материал вытряхиваем перед работой, грациозные прыжки - а это мяч, который мы сделаем и в который будем играть после того, как работа завершится. Действительно, все оказалось просто!

Как рассказали артисты, традиционно эти танцы эскимосы придумывали долгой полярной зимой, когда суровые холода вынуждают сидеть дома и носу наружу не показывать. В это время люди вспоминали все, что случилось с ними раньше, самые яркие и удачные охоты и походы, и «по мотивам» создавали танцы. У каждого - свой автор, причем имена их люди помнят и знают поныне. Хотя многим танцам уже больше сотни лет.

Северные народы зачастую подсматривали движения и подслушивали звуки у природы - она была их самым первым и лучшим учителем. Подражания чайкам, медведям, гусям, лисицам также легли в основу многих танцев. Поэтому мурманчане получили возможность словно побывать в далекой тундре и услышать вой волков и рев медведей - последний выходил весьма натуралистично.

- Все это помогает нам донести до зрителей историю северных народов, рассказать об их быте и обычаях, о тех обрядах, память о которых до сих пор жива среди людей, - рассказала Варвара Коркина, представитель оргкомитета фестиваля и участница ансамбля «Энэр», который так зажигательно учил северян «выделывать шкуры».

По словам Варвары, этот фестиваль во многом стал необычным по сравнению с прежними «Манящими мирами». В минувшие годы артисты больше внимания уделяли культуре южных народов России, выступали в Красной Поляне, в Сочи и даже в Абхазии. На этот раз решили вернуться к истокам и отправиться на Север. К истокам - потому что одними из инициаторов и вдохновителей «Миров» стали ребята-студенты Государственной полярной академии из Санкт-Петербурга, сами родом с далеких заполярных земель. Среди них много и чукчей, и эскимосов - кто же лучше них расскажет о родной культуре!

- Участниками нынешнего праздника стали представители коренных малочисленных народностей, в том числе ненцы, эвенки, ительмены, чукчи, эскимосы, кумандинцы, - объяснила Варвара Коркина. - Мы посвятили фестиваль Великой Отечественной войне. В победу вложили силы все народы страны, в том числе и жители далекого Севера. Здесь, у вас, существовали оленно-транспортные эшелоны, состоявшие из саамов. Многие из них погибли, так же, как и представители других северных народностей, и мы решили таким образом почтить их память.

«Манящие миры» стартовали в начале августа сразу в двух точках - в селе Ковран на Камчатке и в Туре, которая находится в Эвенкии. Последняя, кстати, считается географическим центром России, так что место для старта выбрано символическое. В нашем крае кроме областного центра артисты выступили еще в Ловозере и Североморске. Дальше их путь лежит в Кронштадт и Петербург, концерты также состоятся в Москве.

Среди участников - ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель», вокально-хореографический «Харп», студенческий коллектив «Энэр», а также солисты - Болот Байрышев из Республики Алтай и Надежда Сэротэтто с Ямала.

Болот Байрышев оказался одним из самых ярких участников. Это и неудивительно, ведь его имя и творчество известны далеко за пределами России. Он участник многочисленных музыкальных фестивалей и международных проектов, на его счету десятки записанных дисков, а однажды он даже снялся в эпизодической роли в нашумевшем боевике «Охота на пиранью». Причем участвовал и в создании саундтрека к этому фильму.

Северян Байрышев поразил и нарядным сценическим костюмом, и в первую очередь манерой выступления. Ведь в его исполнении можно было услышать настоящее горловое пение - исполнителей, практикующих его, в мире единицы, а Болот один из признанных мастеров. Для мурманских зрителей гость исполнил короткие баллады, посвященные его родному Алтаю. Хотя изначально этот жанр предполагал очень продолжительные эпические произведения: нередко певцы исполняли их в течение нескольких ночей. А ночи на Севере длинные… Кроме того, Болот играет на множестве народных инструментов - на варгане, шооре - флейте и других. Кстати, многие из них являются старинными раритетами, отреставрированными в наши дни.

Надежда Сэротэтто также исполняет народные песни, однако у нее несколько иной подход. Артистка считает, что им не помешает современная аранжировка, - так древнее искусство станет более понятным нынешней публике, уверяет она. Впрочем, северяне слушали каждого из солистов с равным вниманием и не скупились на аплодисменты. А один из мурманчан на полном серьезе уверял своих приятелей, что шаманские бубны, которыми вовсю пользовались артисты, способны влиять на погоду и изменять ее. В пользу этого экзотического аргумента свидетельствовали ясное небо и почти по-летнему теплое солнышко...

Юлия МАКШЕЕВА