- Творческий коллектив к подвигам и новым свершениям готов! - так по-военному четко начал разговор о наступающем новом сезоне главный режиссер мурманского театра Северного флота Юзеф Фекета. И слово «подвиги» в контексте последних пертурбаций, выпавших на долю флотского театра, преувеличением отнюдь не является.

Новый сезон стартует завтра. Будут давать одну из последних премьер, пьесу финской писательницы Хеллы Вуолийоки «Каменное гнездо». Все готово, даже отопление в театре не так давно включили. Значительно позже, чем во всем остальном Мурманске, но ведь все-таки включили. Артисты не за себя волновались - за несколько лет перманентных реформ ко всему пришлось привыкнуть. За зрителей переживали - не замерзли бы. Теперь вот еще одна напасть:

- Как людей раздевать будем? - волнуется Юзеф Васильевич. - Всех посокращали, в гардеробе сидеть некому. Цена-то у вопроса смешная - 250 рублей за вечер мы платили гардеробщице. Но сейчас и их нет возможности изыскать - наши счета в течение всего года находятся под арестом, финансируется только зарплата штатным сотрудникам. А их, штатных, осталось с гулькин нос. Ну ничего, выкрутимся.

Выкручиваться и мудрить, чтобы не оставлять зрителей без премьер и самим не допустить творческий простой, театру приходится уже несколько лет. Артисты в конце концов не выдержали и в новом сезоне отказались дежурить за вахтеров - ну сколько можно, три года уж вынужденно совмещают параллельные профессии. Все ждут, когда жизнь вернется в нормальное русло и в театре вновь заработают цеха, появятся декораторы и гримеры. Последним решением никак не теряющего вкус к экспериментам министерства обороны мурманский флотский театр, так же как и еще несколько провинциальных военных театров России, присоединили к Центральному академическому театру Российской армии в Москве. Практические детали существования в новых условиях никому пока не ясны - ни москвичам, ни прочим. Поэтому у флотчан все по-прежнему, как на фронте, - ждут перемен, надеются на лучшее.

А между делом совершают обычные, будничные такие подвиги. Другим словом назвать постановку премьерных спектаклей в сложившихся условиях сложно - без денег, без цехов, без специалистов. Зато с большим желанием и даже порой с азартом. В минувшем сезоне уж какими зажигательными «Примадоннами» публику порадовали! До сих пор с аншлагами идет эта искрометная комедия с переодеваниями, а ведь уже скоро год, как она в афише. Для уездного театра результат впечатляющий.

Разумеется, пьес серьезных в репертуаре также хватает. Более того - флотчане по-прежнему считают своим долгом работать над военной тематикой, своей некогда профильной задачей. Как заверил Фекета, и новый сезон исключением не станет: афиша пополнится несколькими новинками, среди которых всякий найдет что-то на свой вкус.

- Сейчас репетируем комедию «Любовь по-французски» Марка Камолетти, в связи с нашей ситуацией премьеру пришлось перенести на январь, хотя работаем уже несколько месяцев и могли бы порадовать зрителей и пораньше, - рассказывает главный режиссер. - Конечно же, будет у нас новогодняя сказка, она уже готова, «Жила-была Сыроежка». Как всегда, стараемся, чтобы это было не просто забавное и веселое представление для ребят, а сказка со смыслом. В этой, в частности, обращаем внимание на вопросы человеческих взаимоотношений.

О новой смене зрителей в театре всегда думают и справедливо считают, что готовить ее надо начинать заблаговременно. Поэтому в наступающем сезоне решили уделить особое внимание такой категории публики, которой очень трудно угодить, - старшеклассникам, выпускникам школ. Долго искали пьесу, которая говорила бы с молодежью на ее языке, затрагивала актуальные современные вопросы. Присмотрели произведение Александра Молчанова с леденящим названием «Убийца». Сюжет тоже вполне жуткий: в качестве отработки огромного карточного долга один молодой разгильдяй заставляет другого пойти на убийство. Герои ставятся в ситуацию жесткого выбора между вечным и сиюминутным, между - без пафоса - жизнью и смертью. Кроме всего прочего, пьеса интересна с чисто драматургической точки зрения: зрители все время становятся слушателями внутренних монологов персонажей, в которых те ничуть с собою - а значит, и с публикой - не лукавят. От этой их незамысловатой прямоты становится по-настоящему страшно.

- Пьеса произвела настоящий фурор, когда появилась, - говорит Фекета. - Некоторые театры уже рискнули ее поставить - и в Москве, и на областных сценах. Вещь получается резонансная, заставляющая поговорить и подумать о многих важных вещах. Для этого же зрителя в первую очередь мы хотим поставить и еще одну пьесу - нашу русскую классику, «Грозу» Островского. Думаю, что классика на сцене современного театра необходима, без нее никуда. В нашей афише есть и «Панночка», и «Барышня-крестьянка», и «Ревизор». Это же наш золотой фонд, наше наследие. Про «Ревизора» критики вообще говорят, что эту пьесу в России просто необходимо ставить каждые семь лет - настолько она неизменно актуальна. Одно дело, когда эти пьесы разбираются на уроках литературы в школе, и совсем другое - когда у ребят появляется возможность увидеть персонажей собственными глазами, живьем, так сказать. Тогда произведение перестает быть просто текстом, обрастает плотью и кровью. А это очень важно - воспитываться на хорошей литературе, на вечном.

Кстати, отрывок из «Барышни-крестьянки» артисты не так давно показывали… в музее. В мурманском краеведческом, на традиционной «Ночи в музее». Эксперимент, по общему признанию, удался, так что традиция «хождения театра в народ», можно сказать, положена.

И еще одна из важных задумок на новый сезон - пьеса военная, флотская. В будущем году Северный флот отметит свое восьмидесятилетие. К этой дате флотчане хотят приурочить премьеру по произведению Александра Штейна «Ночью без звезд». Речь в ней идет о моряках-подводниках, действие частично происходит в нашем Скалистом, так что фактура узнаваема и близка. Правда, пьеса уже немолода, написана в советские времена, однако, как заверил Юзеф Васильевич, вполне поддается осовремениванию. Впрочем, здесь бы и рады поставить что-то более актуальное на военную тему, однако отыскать такое произведение совершенно невозможно. Не пишется драматургам про армию и флот, видимо.

- Работа над этим произведением для нас будет особенно ответственной, - подчеркивает режиссер. - Ведь здесь особенно важно будет найти верную, искреннюю интонацию, которая вызовет отклик в душах зрителей. Думаю, в решении задачи нам поможет музыка. Я хотел бы насытить спектакль нашими родными, если не сказать - народными, песнями. Пусть звучат со сцены и «Прощайте, скалистые горы!», и «Усталая подлодка», и другие любимые вещи. Надо сделать так, чтобы публику все это за душу брало.

Новый сезон театр начинает с хорошими новостями. Так, артистка Валентина Щербакова в этом году была удостоена премии губернатора Мурманской области за особый вклад в развитие культуры и искусства Мурманской области. В одном из последних спектаклей, комедии «Шутки в глухомани», она блестяще исполнила сразу две роли. Грядет юбилейный вечер Ольги Цыпляковой, заслуженной артистки России. Подарком и для нее, и для зрителей станет премьера, пьеса пока подбирается.

А совсем скоро, в середине ноября, театр примет участие в международном театральном фестивале «Полярная звезда», который пройдет в Мурманске. Фестивальная программа насыщена разными постановками, флотчане решили показать военную драму «Саня, Ваня, с ними Римас». Очень важным и режиссер, и актеры считают возможность профессионального разговора с московскими критиками, которые войдут в жюри фестиваля. Ну а 3 ноября театр Северного флота приглашает всех на открытие сезона!

Фото:
Фото с сайта ipaattravel.narod.ru
Юлия МАКШЕЕВА