О грандиозном Сальвадоре Дали что ни скажи - все будет звучать фантастически. Такой уж это был человек - гений, фантазер, экспериментатор, не от мира сего. Этот «не сей мир» царит в его работах, поражая воображение публики вот уже много лет. Сейчас работы великого испанца демонстрируются в Мурманске, в областном художественном музее. И этот факт тоже кажется какой-то фантастикой: где Мурманск, а где Дали…

Тем не менее сбылось и свершилось: к нам приехали подлинники мастера, и коллекция действительно интересная - не наброски и копии, опасения в чем высказывали до приезда многие. Скульптуры, гравюры, керамика с таким узнаваемым и ярким почерком - все из частного собрания, принадлежащего Александру Шадрину. Интеллигент в третьем поколении, как он сам о себе говорит, зарабатывающий на жизнь финансовыми операциями, он уже много лет собирает и демонстрирует российской публике мировые шедевры изобразительного искусства. Стал настоящим знатоком, искренне увлеченным своим делом и досконально знающим творчество великих мастеров. Говорить о своих коллекциях и о любимых гениях, например, о Сальвадоре Дали, может часами.

Волосы дыбом от такой красоты

- Все работы Дали для меня как родные дети. Не могу назвать любимую. Но могу сравнить Дали с Шемякиным, например, с Пикассо. У меня есть коллекции и этих авторов. Это совершенно разная энергетика. Все они гении, да. Но Шемякин - злой гений. Пикассо сам о себе говорил, что если бы он не стал художником, то стал бы убийцей. У его работ жесткая, мужская энергия. У меня дома висела его картина, и знаете, это было невозможно - жить рядом с ней. Я ее снял. А Дали - висит. Он совершенно другой, у него аура ребенка. Все его вещи совершенно лишены агрессии, страха, они добрые и невероятно позитивные. Я не считаю себя великим знатоком искусства, но тех авторов, которыми занимаюсь, изучаю очень серьезно. Тем более что по Дали, скажем, в нашей стране вообще специалистов нет, так что волей-неволей пришлось самому во всем разбираться.

Этот человек был совсем иным, чем принято его представлять. Да, он гениальный безумец. Но он при этом был очень мягким, добрым, богобоязненным человеком. Правду о Дали никто не говорит. А она в том, что Гала и окружение сделали из него бренд еще при жизни, мощную продаваемую марку, которая остается чудовищно популярной и востребованной по всему миру и поныне. Не знаю, плохо это или хорошо. Не будь Галы в его жизни, он бы очень быстро оказался в психушке, и его бы физически не стало. Он и так закончил свои дни в лечебнице, но это было всего несколько последних лет. А до того успел сделать очень многое, и сделанное стало достоянием всего человечества.

Приведу такой необычный пример. На выставку в одном из городов пришла женщина-экстрасенс. Вся такая заслуженная - она и в «Битве экстрасенсов» на ТВ участвовала, и еще где-то. Долго крутилась вокруг картин, к чему-то там внутри себя прислушивалась. Наконец взяла стул, поставила его в определенное место зала и говорит: вот здесь невероятная точка мощной положительной энергии, которую можно хоть ложкой есть. Села на стул - и у нее волосы мгновенно встали дыбом на голове. Она объяснила, что таким образом впитывает эту силу. Потом этот стул стал сакральным прямо-таки. Ночью на нем охранник всю смену отсидел, утром директор присел… Невозможно не чувствовать этот заряд эмоций, это правда.

Русское крещение Дали

Коллекционирование - дело сложное. Тут много тонкостей, о которых публика обычно и не задумывается. Начиная с того, что купить работы знаменитых авторов очень сложно. Ни коллекционеры, ни музеи абсолютно не горят желанием с ними расставаться. Вот и собрание Дали у меня началось с того, что я взял около двухсот произведений в аренду. Потом уже стал выкупать. В 2006 году в музее Дали в Париже был подписан контракт на покупку основной части коллекции, а в 2011 мне удалось ее пополнить. За эти годы выставка объехала почти всю страну, от Балтийского до Охотского моря. В прошлом году были на Сахалине, и там я символически окунул одну из скульптур в воды Охотского моря - как знак того, что мы проехали Россию от края и до края. С 2006 года выставку посетило около миллиона человек. И это очень важно - ведь работ Дали в российских музеях нет, ни в одном.

Кстати, я всегда до последнего момента не уверен, что в том или ином городе моя экспозиция состоится. Пока не приеду на место и сам все не увижу, не поговорю с директором музея, ни в чем не уверен. Иногда в последний момент разворачивался и уезжал. У вас мне понравилось. Охрана на уровне, все соответствует высшим стандартам. Правда, накануне открытия рамки для работ искали чуть ли не по всему городу. Я же работы в рулоне привожу, без оформления. Так проще, меньше сложностей с перевозчиками и всякими там структурами. В результате все успели в срок.

Женщинам голова без надобности

«Протекшее время», текущие циферблаты часов - один из самых ярких и растиражированных образов. Такая скульптура есть на выставке. А напротив - рисунок Хроноса, бога времени, который пожирает своих детей. У Дали были особые отношения со временем. Он сам, я уверен, обладал экстрасенсорными способностями, и время воспринимал как единство настоящего, прошлого и будущего. Нечто неделимое, существующее сразу в трех ипостасях одновременно. Просто обычный человек способен видеть только настоящее, а Дали видел все. Его Хронос, как и в легенде, пожирает своих детей. Но он не жесток, а невыразимо печален, это его трагедия. А в его голове - маленький ящичек с косточками: это символ того, что все мы в каком-то виде остаемся в этой Вселенной навсегда. Может, как электромагнитные волны. Может, еще как-нибудь.

Один из кочующих символов в работах Дали - это такой костылик, подпорка. Такие подпорки у него везде - они скрепляют ткань полотна, ткань мира. Поддерживают ноги фантастических существ, других персонажей. Мастер считал, что только так мир останется целым - если мы будем постоянно поддерживать друг друга и все живое вокруг нас.

«Улитка успеха» - интереснейшая из скульптур. Невероятно соблазнительная и грациозная женская фигурка без головы и без рук, взошедшая на вершину символической улитки-лестницы, на вершину жизни. Какая здесь трактовка? А простая: для того, чтобы добиться успеха в жизни (что бы под этим ни подразумевалось), женщине не нужны ни голова, ни руки. Ей не надо думать и не надо ничего делать. Просто необходимо быть Женщиной, уметь раскрыть свою невероятную природную суть. Наверное, это тоже не каждому дано.

Какой-то маленький мальчик на одной из выставок слушал меня, слушал, а потом так искренне крикнул: «Ну это же нечестно! Мы все должны делать, а они ничего?» Я ему сказал: «Но это правда так, лучше сразу это прими». Впрочем, это же взгляд Дали. И даже мой взгляд на взгляд Дали.

А Дали на самом-то деле категорически запретил во веки вечные всяких экскурсоводов на его выставках. Он верил своему зрителю и считал, что тот сам прекрасно во всем разберется, поймет его работы или почувствует их. Он попросил похоронить себя под порогом своего дома-музея в испанском Фигейросе и пояснил, что хочет видеть и чувствовать каждого посетителя, каждого гостя, который к нему приходит. Каким он зайдет в этот дом - и насколько преображенным выйдет. Так что будем смотреть и наслаждаться.

Фото: Лев Федосеев
«Венера - антропоморфный кабинет».
Фото: Лев Федосеев
«Божественная туфелька Гала».
Фото: Лев Федосеев
«Протекшее время».
Фото: Лев Федосеев
«Бюст Мао».
Юлия МАКШЕЕВА