Пусть простит меня прекрасная актриса Татьяна Васильева, но весь вечер в театре я думала не о ней вовсе, а о Жераре Депардье. В спектакле «Вы не по адресу, или Безумная в кабриолете», который на днях увидели мурманчане и в котором Васильева исполняла главную роль, мужские персонажи были своего рода пародиями на знаменитых французских артистов. В том числе и на Депардье, причем на молодого.

А молодой Жерар - это, согласитесь, совсем не тот толстяк, который нынче без устали пашет на ниве рекламы в нашем с вами телевизоре. Зачем, казалось бы, актеру, которого называют одним из самых богатых людей Франции, рекламировать кухонную мебель? А зачем приглашать туристов в Азербайджан, живописуя этот новый для Европы туристический полигон на дикой смеси английского и местных диалектов?

И совсем уж непонятно, зачем, пряча глаза, он клянется нам, что все свои деньги хранит в одном из российских банков, причем не первой величины. Видимо, только таким адским трудом и можно поддержать статус богача. А раньше-то, раньше… Вот и огромный портрет его на сцену выкатили, чтобы совсем меня расстроить - молодого, красивого, вроде бы из чудесного фильма «Вальсирующие» кадр, хотя тут я не уверена.

Артист Игорь Кистол, исполнивший эту роль в спектакле, знаком нам по телепрограмме «Большая разница» и был на сцене поразительно похож на Депардье в молодости - ну они там, в «Большой разнице», умеют загримировать до фотографического сходства. Тем более комплекция у Кистола подходящая, и копирует он слегка медвежью пластику Депардье очень органично. С приятным чувством ностальгии, короче, взирала я на это зрелище.

И не только я, разумеется. Переполненный, как это обычно бывает на визитах гастролеров, театральный зал мурманского драмтеатра явно не скучал и не грустил на представлении. В первую очередь публика шла на имя, давным-давно ставшее брендом, и народная артистка России Татьяна Васильева сполна отработала зрительские ожидания. И песнями, и танцем, и узнаваемыми интонациями, и красивым алым платьем. Сюжет комедии француза Марка Камолетти полон всяких штучек, которые мы привыкли мнить истинно французскими - шика, блеска, фривольностей, шуток на грани и даже «обнаженки», причем мужской. Впрочем, это все же не стриптиз, так что разных фасонов трусы на мужчинах все же остались.

История проста, не сказать бы примитивна - в доме у стареющей дивы, звезды экрана и сцены, живут еще трое девиц. Две - художница и пианистка - снимают комнаты. Еще одна - прислуга. Каждая из них одновременно дает объявление в газету - ищу мужчину! Одной требуется натурщик, другая учит играть на фортепиано, прислуга мечтает о парижской прописке, а хозяйка хочет сдать еще одну комнату.

Мужчины появляются, но, само собой, каждый из них приходит не по адресу: натурщик к музыкантше, музыкант к прислуге и так далее. Периодически сияющей фурией является сама Мадам и доводит каждого из месье до исступления своим шартрезом крепостью 70 градусов и рассказом о сценарии будущего фильма, в котором главное - это то, что она голая и в кабриолете.

Главный крючок, на который цепляют зрителя, помимо Васильевой, конечно, - явление четырех великих французских актеров. Точнее, легких пародий на них - Депардье, Бельмондо, Ришара и Луи де Фюнеса - в исполнении артистов все той же «Большой разницы» Игоря Кистола, Владимира Кисарова, Дмитрия Малашенко и Александра Лобанова.

Кто-то из них более близок к объекту перевоплощения, хотя бы по физическим кондициям, кто-то запредельно далеко отстоит от оригинала, но не узнать образы было невозможно. Тем более что при появлении каждого на сцену выкатывались огромные фото французских звезд. Все много танцевали, форсировано кричали и жестикулировали, кто-то был более легок в этом занятии, кто-то нет.

Разумеется, приходит в голову неизбежная мысль о том, сколь фееричным могло бы получиться зрелище, возьмись актерствовать в нем настоящие Ришары и Бельмондо.

Но к чему эти неуместные фантазии: при наличии актеров «Большой разницы» мы и имеем эту самую большую разницу, в которой искрящийся, как шампанское, пустячок преобразуется в 70-градусный убойный «дринк».

А за феерию на сцене отвечала Татьяна Васильева. Она, конечно, царила и парила на сцене. Как бы ни старалась она быть «на уровне» своих партнеров, однако мастерство, как говорится, в карман не спрячешь - безусловно, звезда всех переиграла. Каждый жест и каждое слово вызывали истерику в зале, и с каждым новым месье зрители видели немного другую актрису. Жаль, что ее в спектакле было не очень много: наверное, Васильева и в полном одиночестве могла бы полтора часа удерживать зал, что бы она ни творила на сцене - стихи читала, пела или просто рассказывала о жизни и о себе со своими неподражаемыми обертонами в голосе.

Кстати, выглядит звезда просто шикарно, особенно с учетом ее возраста. И при этом не боится показаться без парика, совсем смешной и слегка нелепой. Впрочем, это же ее фирменный стиль!

«Независимый театральный проект» и режиссер Сергей Алдонин, чьим детищем является «Безумная в кабриолете», уже два десятка лет экспериментируют на стыке разных театральных жанров. От традиционных взглядов и правил они ушли очень далеко, и ближе всего их нынешнее детище не к спектаклю в традиционном смысле этого слова, а к стенд-ап-шоу. Такой «Камеди-клаб» на подмостках, со вставными номерами «на актера», довольно условно связанными воедино. Десятилетие назад еще одна постановка по пьесе Камолетти, «Боинг-Боинг», принесла этой же команде успех и известность.

Двадцать лет - немалый срок: значит, востребованы, нужны, продаваемы, в конце концов. Только вот пошли бы зрители на то же «блюдо», но без главного ингредиента, Татьяны Васильевой? И на какой бренд будет ориентироваться публика, когда последние из могикан уйдут со сцены? Ведь ни одного из актеров той же «Большой разницы» мы так и не запомнили не то что по фамилии, а даже и в лицо. Они же все время в гриме…

Юлия МАКШЕЕВА