Ни Новый год, ни Рождество еще не наступили. Однако у многих любителей кино настроение наверняка рождественско-новогоднее - на экраны выходит «Хоббит».

Собственно, на этом можно ставить точку. О создании фильма столько писали в Сети (и не только), столько рассказывали по телевидению, что все, кто хоть чуть-чуть интересуется Вселенной Джона Рональда Руэла Толкиена и творчеством Питера Джексона, знают предостаточно, чтобы поддерживать разговор о картине не менее часа.

Поэтому, говоря о «Хоббите», мы вспомним не бюджет (по неофициальным данным, 660 миллионов долларов), не режиссера (Джексон в представлении не нуждается), не актеров (Бильбо - Мартин Фриман, доктор Ватсон из английского сериала «Шерлок»; Шерлок, Бенедикт Камбербэтч, тоже есть, но мы его не увидим и не услышим - он озвучивает одну из ролей, а фильм-то дублированный!), и не мастеров спецэффектов (студия «Вета Диджитал», постоянно работающая с Джексоном), а… авторов положительных и отрицательных рецензий на фильм. К чему сводится суть их спора?

Если речь идет об обычном фильме, на этот вопрос ответить трудно, иногда - невозможно. Но «Хоббит» - кино необычное.

Нужно ли детскую сказку (библиотека внеклассного чтения для современных российских четвероклашек) раздувать до масштаба «Властелина колец»: три кинополотна эпического размаха? Питер Джексон убежден, что да. Использовав черновые наметки Толкиена и его же примечания к «Властелину колец», он создал фильм, столь же напоминающий литературный первоисточник, сколь «Звездные войны» - свой кинематографический: самурайскую драму Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости».

Авторы же отрицательных рецензий считают, что он не должен был это делать. Красной тряпкой для них стало сообщение о том, что Джексон решил разрезать второй фильм на две части, прокатав их порознь: как правило (начиная еще с «Матрицы: перезагрузки»), ни к чему хорошему это не приводило.

Отсюда и все претензии поменьше - посредственная игра некоторых актеров (а в каких блокбастерах все актеры играют хорошо?), слишком много сюжетных линий, отсутствующих у Толкиена, и необходимость ждать декабря 2013-го и декабря 2014 года, чтобы посмотреть все три части. Наконец, слишком большое разрешение картинки - кадр напоминает домашнее видео (а кто просил побольше эффекта присутствия?).

Кстати, о разрешении. В данном случае термин этот не совсем точен и используется лишь для удобства. Сущность технологии HFR состоит не в увеличении физического размера (разрешения) показываемой картинки, а в удвоении скорости показа фильма по сравнению с обычной. Фактически это ускоренная перемотка картины, в которой количество кадров удвоено по сравнению с обычным. Каждая сцена при этом демонстрируется дважды, человеческому мозгу дается гораздо больше визуальных данных для формирования единой картины, и как результат - эффект особой четкости изображения.

Надо сказать, что новая технология понравилась далеко не всем - от обычных зрителей, жаловавшихся на головокружение и тошноту (в свое время похожие жалобы звучали, например, при появлении в кинотеатрах системы многоканального стереозвука) до студийных боссов. Последние и настояли на том, чтобы Питер Джексон выпустил картину не в одном, а в трех форматах - 2D, 3D и 3D-HFR. Для показа «Хоббита» в последнем из них соответствующее оборудование сейчас есть только в 4% кинотеатров.

Поэтому всем, кто раздумывает - идти или не идти на эту примечательную ленту, я советую: спросите себя вначале, что Вам больше по душе, «Хоббит» Толкиена или «Приключения Бильбо» Джексона? Возможно, что от ответа на этот вопрос будет зависеть и то, понравится вам фильм или нет.

Алексей ГУЛЯНИН