- Фотографии для меня, как дети: каждая как будто бы плачет в своей коробке - выбери меня, меня! И жалко их - каково им там, в темноте, годами лежать без движения. И понимаешь, что в одну выставку весь свой огромный архив никак не впихнешь. Словом, сложно было мне готовиться к этому событию. Если бы не девчонки, не знаю, как и справился бы…

Девчонки, сотрудницы областного художественного музея, улыбаются: они довольны новой выставкой. Да и автор, мурманский фотограф Владимир Нисенбаум, результатом удовлетворен. Из пятисот маленьких, размером с обложку школьной тетради, снимков не без труда отобрали всего несколько десятков. Они составили экспозицию, которая рассказывает о Кольском Севере восьмидесятых годов прошлого века.

Досье «МВ»
Нисенбаум Владимир Ильич - мурманчанин. Родился в 1951 году, окончил факультет физики МГПИ, несколько лет преподавал в школе, проходил срочную службу в 6-й Комсомольской героической батарее, а затем долгое время посвятил работе в мурманском Доме народного творчества. С 1992 года В. Нисенбаум - генеральный директор официального представительства «Общероссийской сети «КонсультантПлюс» в Мурманске ООО «Экономик Консультант».

Владимир Нисенбаум - мурманчанин, здесь учился, получил педагогическое образование, преподавал в школе. А затем долгое время проработал в мурманском Доме народного творчества. Именно эта работа дала ему возможность объездить с нашими артистами все родное Заполярье, побывать в разных его уголках.

Нисенбаум был активным членом нашего фотоклуба «Мурманск», участвовал во многих выставках и творческих проектах. Понятно, что фотобагаж за эти годы накопился немалый. Между тем персональных выставок у автора за все это время так и не случилось. Так что экспозиция в художественном стала своего рода дебютом.

Жизнь в глубинке и строительство новых районов заполярных городов, производственные будни и веселые праздники - таковы темы черно-белых снимков. Жизнь наша так быстро и часто меняет свои внешние приметы, что многие кадры надо комментировать и объяснять.

Вот «Праздник улицы» - были раньше такие: там и об истории улицы, на которой живешь, расскажут, и о том, чье имя она носит, и споют, и спляшут. Вот наш Центральный мурманский стадион: и не узнаешь сразу, парадный вход работает, по обе стороны от него - гипсовые спортсмены на пьедесталах. Вид торжественный и внушительный…

Вот бабулька в платочке яростно вгрызается в арочную стену дрелью: это верующие собственными силами реконструируют храм в Коле. В нем в советское время музей был, а после, когда здание вернули церкви, там пришлось многое возвращать в исконный вид. Вот бабушка, к примеру, разбивала заложенные кирпичом арочные проемы.

А это что за дед с бородой из брусничных листьев и ягод? Так сразу и не узнаешь в этом лесном человеке мурманского художника Арви Хуттунена: обычно суровый, на этом фото он улыбается с хитрецой. Другой дед, в фуражке и с потрясающими усами, остался безымянным.

- Я его на лавочке в сквере заприметил, - рассказал Владимир Ильич. - Колоритный персонаж! Он был не против, чтобы я его поснимал, а вот от разговора о себе отказался. Сказал только, что бывший фронтовик, воевал в особых частях, а после войны они с женой договорились никогда эти лихие годы не вспоминать. На том мы и разошлись. Когда готовился к выставке, вновь вспомнил все то время, восьмидесятые. У меня пленок сохранилось - несколько коробок. Они там разрезанные хранятся, по шесть кадров. Каждую просматривать надо через увеличительное стекло. Волей-неволей погрузишься в те годы… Удовольствие получаешь не от самого факта просмотра, а от воспоминаний. Для меня это было время молодости, творческих поисков - счастливая пора!

От черно-белых снимков нынче многие отвыкли. Они постепенно переходят в разряд некоего эстетства, удовольствия не для всех. На музейной выставке - другая история. Никакого эстетства и в помине нет, есть пойманные мгновения реальной жизни, моментальные слепки той, уже ушедшей эпохи. Но это не лишает фотографии, зачастую совершенно репортажные, почти газетные, своеобразного шарма, присущего именно и только лишь черно-белым снимкам: все эти бесконечные оттенки серого, тона и полутона очаровывают.

Владимир Ильич действительно сотрудничал со многими газетами Заполярья, в том числе и с нашей. В оформлении выставки, по его словам, тоже определенные черты газетного стиля присутствуют: часть снимков отпечатана на большом картоне, а маленькие собраны по нескольку штук на стендах. «Словно главный редактор повесил их на доску и отбирает, что пойдет в завтрашний номер!» - улыбается автор.

- На этих снимках есть все, что важно для жителей Мурманска и области, да что там - это важно для жителей всей нашей страны, - считает Ольга Евтюкова, директор музея. - Ведь это наша история, наша общая память. По этим воспоминаниям многие соскучились. Архив у автора богатейший, поэтому, думаю, одной экспозицией мы не ограничимся. Думаем сделать еще две - одну в 2014 году, к дате освобождения Заполярья. Я даже знаю, какое фото будет заглавным на этом вернисаже - вот те «Защитники». Это ветераны в Долине Славы, очень емкое и символичное фото. А к 2016 году, к столетию Мурманска, устроим юбилейную экспозицию, посвященную столице края.

Фотографию Нисенбаум не бросил и сейчас, хотя теперь времени на нее остается не так много. Снимает, но, по его собственному признанию, не так активно. Хотя есть и целые коллекции, например, портретные. Так что, возможно, когда-то и их смогут увидеть зрители. А пока - назад, в восьмидесятые!

Фото:
Фото:
Фото:
Юлия МАКШЕЕВА