Любая картина - результат работы сотен, а иногда и тысяч людей. Поэтому формально оцениваться она должна исходя из множества критериев. Однако так бывает далеко не всегда. Центральной фигурой фильма зачастую является его звезда - и от того, насколько хорошо она выполнит свою работу, зависит оценка ленты.

На этой неделе нас как раз и ждут встречи с такими звездными новинками. Первая из них - «Доспехи бога-3. Миссия «Зодиак», с Джеки Чаном в главной роли.

С тех пор как Джеки стали снимать в Голливуде, у его картин появилось нечто, отдаленно напоминающее сценарий и режиссуру. Но вот беда - чем более «правильной» была его очередная лента, тем более разочарованными оказывались поклонники. Интересно, что недовольны были и критики: вроде бы сделанный точно по учебнику какой-нибудь «Час пик» должен был быть им больше по душе, чем безумный сумбур очередной «Полицейской истории» - так нет же!

И вот наконец сбылось - тот самый неголливудский Джеки Чан вернулся с продолжением своей самой успешной гонконгской франшизы. Охотник за сокровищами по кличке Ястреб снова в деле, и опять он получает невыполнимый заказ - найти пропавшие полтораста лет назад шесть древних статуэток. Больше о сюжете распространяться не имеет смысла, поскольку от всех его гордиевых узлов избавляются с чисто гонконгским изяществом, всякий раз используя неправдоподобные трюки или феерические драки. Кстати, затраты на съемки самой масштабной из них составили 10 миллионов долларов!. Производство картины Джеки Чан контролировал детально - в титрах в разном качестве он упоминается 15 раз, в том числе даже как композитор.

Картина пользовалась огромным успехом в азиатском прокате (в Китае она обошла «Мстителей»), но реакция критики была растерянно-сдержанной. Парадоксально, но главным недостатком называлось то, на что раньше никто вообще не обращал внимания - слабый сценарий и посредственная режиссура. Типичная рецензия - «вроде бы все, как раньше, но вот чего-то не хватает». Быть может, это «что-то» - актерская энергия: запас ее не беспределен, а Джеки Чану как-никак уже 58 лет. Или же всему виной тлетворное влияние Голливуда - там всегда славились умением втискивать все оригинальное в прокрустово ложе собственного стандарта.

Гораздо проще определить причины неприятия или восторга в адрес другой ленты - гангстерского триллера «Паркер».

«Паркер» вполне мог бы стать центральным экшн-фильмом не только января-февраля, но и всего года. В основе - классический «черный детектив» Ричарда Старка, адаптированный Джоном Маклафлиным («Черный лебедь»). Постановщик - Тейлор Хэкфорд («Адвокат дьявола»), наиболее сильная сторона таланта которого как раз и состоит в умении дать занятым в его лентах актерам раскрыться с самой лучшей стороны. Вот только раскрывать свои способности здесь будут Джейсон Стэтхем и Дженнифер Лопес.

Неизвестно, какой мудрец надоумил Джейсона Стэтхема подписаться на героя, блистательное исполнение которого Мелом Гибсоном в «Расплате» памятно до сих пор. Может, Стэтхем решил, что трилогия о Перевозчике стоит «Безумного Макса» и что все неизбежные сравнения будут как минимум в его пользу? Столь же странным выглядит появление Джей Ло в картине, в которой нужно демонстрировать не только фигуру, но и умение вживаться в роль. Да, когда-то она работала и с Оливером Стоуном, и с Уэйном Вонгом, и со Стивеном Содербергом - но тогда ей было гораздо меньше лет, и на ее актерскую посредственность можно было не обращать внимания.

В итоге те, кому нравится Стэтхем, хвалят и сам фильм, те, кто его терпеть не может, и «Паркеру» в целом ставят низкие отметки. Обоим категориям активно не нравится Дженнифер Лопес, хотя (это уже мнение равнодушных к Стэтхему) в фильме она относительно неплоха. Объективно говоря, «Паркера» едва ли можно записать кому-то в пассив. Но все же представьте, какой это мог быть фильм, если бы в новой ленте Хэкфорда был такой же актерский ансамбль, как в его же «Адвокате дьявола»!

Третья новинка этой недели - «Реальные парни», где одну из главных ролей наряду с Аланом Аркиным и Кристофером Уокеном исполнил Аль Пачино.

Согласно синопсису «Реальные парни» - суровая драма: центральный персонаж выходит после многолетней отсидки, на воле его встречает верный друг… который взял контракт на его убийство. На деле же это криминальная трагикомедия. «Реальные парни» в оригинале - это «Stand Up Guys», что аналогично русскому «Цирк уехал, клоуны остались». Понятен становится и слоган - «Жгут, как в последний раз в жизни». В общем, здесь перед нами попытка пересадить на американскую почву европейскую классику - «Достучаться до небес», попытка не во всем удачная, за исключением актерской игры, которая и спасает фильм. Ведь все-таки Аль Пачино, Алан Аркин и Кристофер Уокен - настоящие звезды!

Алексей ГУЛЯНИН