«Золотой лев» и еще четыре награды на Венецианском фестивале за фильм «Возвращение», номинация на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах за «Изгнание», там же приз жюри «Особый взгляд» за «Елену»… Все это спрессовано в последнее десятилетие, и все это - режиссер Андрей Звягинцев. Свою новую ленту он готовится снимать в Мурманской области, главным образом - в Кировске. Невольно бродят мысли о том, что вот и наш городской пейзаж со временем «засветится» на фестивальных экранах, более того - такой шанс есть у наших мальчишек и девчонок, ведь кастинг на роли детей, в том числе главные, также проходил в эти дни в Кировске. Впрочем, как сказал режиссер, «искать детей будем везде», ведь художественные, актерские задачи стоят перед ними сложные, так что и героев найти будет нелегко. Звягинцев вообще не признает легких и быстрых путей. Об этом и многом другом он рассказал местным журналистам.

«Ищем жемчужины»

Конечно, первое, о чем спросили режиссера, - о новом фильме. Его название и сценарий остались тайной.

- Скажу только, что это будет история обычной семьи, психологическая драма, - пояснил режиссер.

На роли взрослых персонажей будут приглашены профессиональные актеры, детские роли исполнят обычные ребятишки - пяти-восьми лет и подросток.

- Возможно, именно в Кировске мы найдем «жемчужинки», - говорит Звягинцев.

Съемки будут проходить, как уже было сказано, по большей мере в наших краях (но не полностью): выбрана натура в Кировске, Оленегорске, Мончегорске, декорации построят и в некоем поселке, название которого не разглашается, дабы не привлечь слишком много внимания к нему, что помешает работе.

- Выбор натуры мы ведем уже с осени прошлого года, мы объездили около семи десятков городов, прежде чем остановили выбор на Кировске, - сказал режиссер. - Нас сразил ваш удивительный ландшафт, его многоуровневость: за обычной панельной пятиэтажкой вырастает силуэт горы, улицы расположены так, что можно стоять во дворе одного дома и видеть под собой крышу соседнего… Это интересное пространство позволяет решать определенные художественные задачи.

Кстати сказать, тщательность и неторопливость при выборе натуры, подборе актеров, вообще в съемочном процессе - принципиальное кредо художника.

- Важно дать людям хорошо сделать свою работу, - говорит обладатель высоких наград. - Нужно подумать, поискать. Мы счастливые люди, потому что имеем возможность именно так выполнить свои задачи. Нам многие завидуют и удивляются тому, например, что мы только натуру выбираем четыре месяца. К счастью, наш продюсер понимает нас.

Осталось добавить, что сами съемки начнутся в Кировске в августе и продлятся около трех месяцев. Закончена же картина будет, как сказал режиссер, в лучшем случае весной 2014 года. И тут нельзя написать «выйдет на экраны», поскольку лента изначально создается «с прицелом» на фестивальную площадку - так что премьеры, как видно, стоит ожидать сначала там.

Жизнь как трагедия

Если вы смотрели (а вы наверняка смотрели) фильмы Звягинцева «Возвращение», «Изгнание», возможно, и «Елену», последнее его детище 2011 года, то согласитесь - чистой воды арт-хаус. Может быть, это и «простые истории с библейским сюжетом», как пишут маститые критики, однако рассказаны они языком столь высоким и сложным, который подразумевает зрительские отклики в диапазоне от «гениально» до «ерунда, ничего не понял». Это в самом деле очень сильное кино, которое никого не оставит равнодушным, обязательно - трагедия. А настоящая трагедия, как известно, подразумевает душевный катарсис, и он происходит. Не может не потрясти история возвращения отца к мальчишкам, их непростые взаимоотношения и его гибель («Возвращение»), история супружеской пары, где женщина «загнала себя в угол» и сама же не выдержала этого, покончив жизнь самоубийством («Изгнание»), история семьи, где примерная жена становится убийцей собственного мужа, чтобы обеспечить материальное благополучие и безопасное существование внуку вдали от службы в армии («Елена»). Прошу прощения за примитивный пересказ сюжетов - и «Анну Каренину» если в трех строках попытаешься изложить, получится до отвращения пошло.

Новая картина продолжит эту линию исследования жизни души в современном мире, показанной через историю семьи.

- Эта тема неисчерпаема, возобновляема, люди столетиями ее исследуют, - отвечает на мой полувопрос-полуутверждение Андрей Звягинцев. А на вопрос о том, почему практически нет в его творчестве мажорных, жизнеутверждающих нот, отвечает так:

- Знаете, у каждого творческого человека приемник настроен на свою волну, он как бы самонастраивается. Я вижу жизнь трагически и ничего с этим поделать не могу. Легкое, развлекательное кино… Я не понимаю, зачем его снимать, зачем его смотреть…

- Корни трагедии души, которую вы показываете, социальны и имеют прямое отношение к нашему времени и к нашей стране или обусловлены природой человека?

- Боюсь ошибиться, но мне кажется, есть времена, когда некоторые вопросы, проблемы обостряются с особой силой, - говорит режиссер. - Может быть, я косвенно отвечу на ваш вопрос, рассказав кратко историю создания фильма «Елена». Изначально эта история родилась с подачи английского продюсера, предполагалось, что снимать мы ее будем в англоязычных странах. Однако в результате долгих перипетий действие мы перенесли на русскую почву. Это лишний раз подчеркнуло, насколько эта история универсальна, и в то же время стало очевидно, какое усиление она получила именно здесь, у нас, именно в наше время, когда у людей в силу обстоятельств обострился инстинкт выживания, когда жизнь человека стала разменной монетой. Не знаю, как у вас в провинции, а в Москве это сильно чувствуется.

Трудная работа

Андрей Звягинцев полон сил и творческой энергии. Киноолимп покорился ему десять лет назад - неожиданно для всех и прежде всего для самого режиссера «без имени» и регалий. Верность самому себе, своим творческим принципам оказывается вознагражденной. Значит, новый фильм тоже даст нам трудную и интересную работу: будем оценивать многослойность смыслов, следовать отсылкам к вечным - библейским - сюжетам и символам, медленно и вдумчиво идти вслед за героями внутри весьма неспешного сюжета и постигать смысл и суть трагедии. И помнить, что кто предупрежден, тот наполовину спасен. Сам режиссер считает, что искусство не может изменить мир - иначе он давно уже был бы прекрасен. Но не может быть, чтобы он не надеялся на это хоть чуть-чуть.

Зоя КАБЫШ, Кировск