Преступники бывают разные. Так, особенная часть УК РФ содержит свыше двухсот пятидесяти статей, и в каждой - отдельные составы преступления! Однако это все для юристов. Разновидностей преступников, встречающихся в произведениях искусства, гораздо меньше - их число едва ли превосходит количество известных нам «бродячих сюжетов».

На этой неделе нам предстоит встретиться с пятью разновидностями преступников - главных героев новых картин.

Преступник романтический - это «Отверженные». Вновь на экране классический Виктор Гюго и его не менее хрестоматийный благородный беглый каторжник Жан Вальжан.

«Отверженные» экранизировались несчетное число раз. Новая версия - мюзикл: по традиции последних лет она тут же была номинирована на множество престижных премий, в том числе на 8 «Оскаров». Но «Оскары» «Оскарами», а каков фильм, что называется, «по гамбургскому счету»?

Ответить на этот вопрос, в принципе, достаточно просто. Среди других киновальжанов мы встречаем Жана Габена, Лино Вентуру, Жана-Поля Бельмондо и Жерара Депардье. В новых «Отверженных» это Хью Джекмен. Даже учитывая специфику мюзикла (от актеров требовалось не только играть, но и петь, причем вживую) и при всем уважении к таланту Джекмена приравнять его к любому из вышеперечисленных титанов как-то не получается. Это же относится и к картине в целом - даже те, кто оценил ее высоко (а их немало), отмечали, что «Отверженным» «чего-то не хватает».

Если же отвлечься от «гамбургского счета», ведь не все же ходят в кино ради шедевров, то «Отверженные» заслуживают только похвал. Прекрасный режиссер Том Хупер («Король говорит!»), великолепный актерский состав, где помимо Джекмена «вулканическая» Энн Хатауэй, Рассел Кроу, Хелен Бонэм-Картер и Саша Барон Коэн в своей первой серьезной роли. И, разумеется, запоминающийся саундтрек.

Пару слов о рейтинге фильма. Американская ассоциация кинопрокатчиков наградила его PG-13 «за грубый язык и ситуации, связанные с сексом» («ситуации» - это проституция героини Энн Хатауэй). Американцев можно понять - половина всех юристов мира проживает в США, 90 процентов из них работают без гарантированной зарплаты, за проценты от выигранных гражданских исков по самым идиотским прецедентам. Труднее объяснить поведение нашего минкульта, проштамповавшего «Отверженных» таким же «12+». Интересно, если завтра снимут «Воскресение» или «Преступление и наказание», этим картинам тоже впаяют «12+»?

А вот R («16+») для «Неудержимого» (в оригинале - «Пуля в голову»), боевика с «преступником символическим» (в основе - комикс), вполне резонен. Как флегматично отметил один из рецензентов - «опять Сталлоне полтора часа убивает людей».

«Неудержимый» - тот случай, когда плюсы, складываясь, рождают минус. Продюсер - Джоэл Силвер, режиссер - Уолтер Хилл, в ролях - Сильвестр Сталлоне, Джейсон Момоа («Игра престолов») и Кристиан Слейтер, все сработали безупречно… А фильм взял и провалился. Джоэл Силвер и Уолтер Хилл сняли, а Сталлоне снялся в «Неудержимом» так, как будто на дворе все еще 80-е годы (забудьте про Джона Ву, Квентина Тарантино и братьев Вачовски!). Да, Слай все еще в хорошей форме, несмотря на свои 66 лет, и Уолтер Хилл не разучился снимать боевики, несмотря на свои 70, однако получилось у них, что называется, «папино кино». Наемный убийца и полицейский объединяются, чтобы задать жару каким-то «плохим парням», весь фильм без перерыва это делают - вот и весь сюжет.

Перезрелый возраст, к сожалению, часто влияет на творческую потенцию. Но к Уильяму Фридкину (77 лет!) это, к счастью, пока не относится. Его триллер «Киллер Джо» оказался настолько интересен с точки зрения эстетики, что был отобран для конкурсного показа на Венецианском фестивале.

«Киллер Джо» снят в русле, проложенном «Простым планом» Джоэла и Этана Коэнов. Одни родственники решают убить другого родственника ради страховки и нанимают ради этого киллера (Мэтью Макконахи - «Линкольн» для адвоката»), полицейского, в свободное от работы время подрабатывающего «мокрыми делами». Герой Макконахи - не очередной оперный злодей. Это обычный преступник, который убивает только потому, что за это платят.

Стилистика «Киллера Джо» - это традиционная американская семейная мелодрама (например, какая-нибудь «Мачеха»), вывернутая наизнанку, «фильм-антимечта». Поэтому рейтинг R, присвоенный фильму формально за язык и обнаженную натуру, очень кстати - эту ленту никак нельзя принять за чистое развлечение.

В следующей ленте нашего обзора преступник бессмысленно-механический - вновь на экране маньяк Кожаное Лицо в фильме «Техасская резня бензопилой». Собственно, больше о картине сказать-то и нечего - обычный продакт-плейсмент плотницкого инструмента с относительно неплохими актерами (Таня Реймонд из сериала «Остаться в живых») и рейтингом R.

И наконец, итальянский мультфильм «Гладиаторы Рима», картина с коллективным преступником (а как иначе назвать организацию и проведение боев до смерти), а следовательно, виновны все - невиновен никто. Главный герой, маленький мальчик, оставшийся сиротой после гибели Помпеи, попадает в гладиаторскую школу и постепенно становится звездой арены. Фильм от создателей бесконечного фэнтезийного теле- и киномультсериала «Винкс-клуб», снят для той же аудитории и в похожем ключе. Рейтинг «6+», но вот для возраста «12+» лучше поискать что-то посерьезнее. Например, тех же «Отверженных».

Алексей ГУЛЯНИН