Вот уже больше месяца мурманские театралы живут в предвкушении настоящего культурного события: 1 марта на сцене Дворца культуры им. С. М. Кирова состоится спектакль театра Романа Виктюка «Саломея».

Постановка, что и говорить, не новая. Скандальная ее премьера состоялась в Москве в конце перестроечных девяностых. «Саломея» сразу же обросла легендами и стала (наряду со «Служанками») визитной карточкой модного и, несомненно, талантливого режиссера. Приходить неподготовленным на спектакль Романа Виктюка, пожалуй, не стоит. Важно освежить в памяти и сам библейский сюжет о коварном танце семи покрывал, столь взволновавшем царя Ирода, что он просто вынужден был согласно уговору исполнить любое желание танцовщицы-искусительницы. Саломея же - падчерица Ирода - потребовала в знак благодарности …голову пророка Иоканаана. Почему? И что последовало за столь щедрым и жестокосердным подношением? Ответы на эти вопросы зрители получат на виктюковском спектакле в пятницу.

Но идти на это яркое зрелище стоит не только ради просвещения в библейских сюжетах. «Саломея» Романа Виктюка - уникальное в своем роде зрелище. Буйство красок, музыка, пластика. Свойственный эстетике знаменитого режиссера эпатаж. Опытная актерская труппа.

Роль Саломеи исполняет заслуженный артист России Дмитрий Бозин. Несколько лет назад он приезжал в Мурманск со своей сольной программой «Черепаха». Выступал на скромной сцене Детского театрального центра. Читал Иосифа Бродского и Марину Цветаеву. Не скрыл и своего поэтического дара. Дмитрий Бозин признается, что на пункт анкеты «Род деятельности» предпочитает писать «Поэт или…дельфин. Что, собственно, одно и то же».

Актер обладает уникальным даром органично сочетать в себе танцовщика, чтеца и демиурга. В его исполнении есть нечто эзотерическое, сакральное. Дмитрий верит в то, что роль Саломеи предписана ему свыше. В одном из своих интервью поведал о том, что «согласно иранской легенде девушку, которая потребовала голову пророка, звали Бозия. Бозия - Бозин. Такого знака пропускать нельзя!»

Пьеса Оскара Уайльда «Саломея» в свое время имела скандальную славу. Ее неоднократно запрещали в Европе и в России. Возмущались служители церкви, моралисты, критики. Да и сам автор, как известно, был общественно порицаем и уголовно наказуем за порочные связи. Суд над Уайльдом становится сюжетной рамкой спектакля Роман Виктюка. Режиссер отдает должное великому эстету и парадоксалисту, оправдывая его поведение Игрой. Двоятся персонажи, раскручивается опасная - не на жизнь, а на смерть! - интрига, растет градус запретного удовольствия… На глазах зрителей творится само Искусство, рушатся человеческие репутации, кипят страсти, совершаются преступления!

Какое решение уайльдовского сюжета предложит нам театр Романа Виктюка? Возьмут ли артисты в плен наше воображение? Или только смутят наши умы и души? Подразнят вкус?

Честно скажу, мне хочется увидеть этот легендарный спектакль. И даже не для того, чтобы написать рецензию. Просто, как и все мурманчане, соскучилась по театральной атмосфере, по чарующему обману, по столичным исполнителям, наконец. Жду впечатления! Надеюсь, оно состоится.

Фото: Наталья Фролова
Фото: Наталья Фролова
Людмила ИВАНОВА, театральный критик