Эти герои одного анекдота вспоминаются, когда смотришь на кассовые итоги прошедшего киноуикенда и сравниваешь их со зрительским рейтингом лидеров проката.

На первом месте - «Что творят мужчины!» Сарика Андреасяна. Оценка на «Кинопоиске» - 3,4 из 10, ни одной положительной или даже нейтральной рецензии (о критиках-профессионалах я речь не веду - они на Сарика давно махнули рукой), а чисто коммерчески - победа за явным преимуществом.

Чуть лучше ситуация у «Тайны перевала Дятлова» - третье место, со средним рейтингом 5,3 из 10 - примерно как у пятого «Крепкого орешка». В целом Ренни Харлин отработал номер на уровне ремесленника средней руки, а фигуристая блондинка Джемма Аткинсон, что отметили и благожелательные рецензенты, смогла раскрыть себя не в большей степени, чем ждут от блондинок в фильмах ужасов категории R.

Наконец, как и предсказывалось, больше всего повезло детям с полнометражным мультфильмом «Побег с планеты Земля». Средний рейтинг 6,4, что объясняется некоторой примитивностью анимации и юмора (отмечено положительными рецензентами). У «Побега…» - четвертое место в чарте.

Ну а теперь, взяв пример с ОГенри и его романа «Короли и капуста», где не было ни того, ни другого, в статье «Ежик и кактус» мы расскажем о новинках проката без всяких упоминаний об этих колющихся предметах.

Безусловно, самая громкая из них - «Оз: великий и ужасный». О сюжете в принципе нет нужды рассказывать: если Лайонела Фрэнка Баума у нас читали немногие, то его советского «пересказчика» Александра Волкова - все. «Оз: великий и ужасный» - о том, как канзасский фокусник стал Мудрецом из Страны Оз (по Волкову - Великим и Ужасным Гудвином).

Финансировала постановку кинокомпания «Уолт Дисней пикчерс». У Диснея давно чесались руки на Баума, но каждый раз что-то мешало осуществить свои планы в той мере, в какой этого хотелось. И вот - наконец-то! - все права выкуплены, двести миллионов на съемки найдены, все контракты подписаны: голливудская машина заработала во всю мощь!

Для «Уолт Дисней пикчерс» «Оз: великий и ужасный» - это еще и маленькая месть гениальному нонконформисту Тиму Бертону, которого (по его собственным подсчетам) семь раз нанимали работать на «мышиную империю» и столько же раз увольняли. Дело в том, что эта лента сделана в стиле знаменитой бертоновской «Алисы в Стране Чудес» - «Оз…» оформляла та же группа художников. Режиссеру как бы говорят: «Не так уж ты и велик, чтобы без тебя было не обойтись!»

Однако, чтобы сыграть на поле Бертона без него самого, нужна фигура если не равнозначная, то хотя бы сравнимая по уровню таланта. И таковую нашли в лице Сэма Рэйми, чья визитная карточка - не только «Человек-паук», но и «Зловещие мертвецы». Выбор очень экстравагантный, хотя претензии к творческому уровню Рэйми едва ли могут возникнуть. Это не Бертон, но далеко и не Ренни Харлин.

Возможность поработать над «Озом…» Рэйми оценил так: «…Это большая честь для меня - заниматься таким проектом. Ведь сказка - это большая ответственность: я знаю, что мой фильм увидят дети… Так что я ответственен за то, чтобы история, которую я рассказываю, была «правильной» с моральной точки зрения».

С исполнителем главной роли вышла та же коллизия, что и с режиссером. Рассматривались кандидатуры Джонни Деппа, Кристофера Вальца и Роберта Дауни-младшего - в итоге выбрали Джеймса Франко. И возразить ничего нельзя, но вот «что-то не то»! Впрочем, с женской частью актерского ансамбля «Оза…» все в порядке - Мишель Уильямс, Мила Кунис и Рейчел Уайз вполне стоят бывших в проекте Кейт Бекинсейл, Хиллари Суонк и Блейк Лайвли.

Премьера «Оза: великого и ужасного» состоялась в Лос-Анджелесе, после чего создатели картины отправились с ней в мировое турне. Первая их остановка была в Москве - мелочь, а приятно!

Что же касается двух других новых лент этой недели - комедий «21 и больше» Джона Лукаса - Скотта Мура и «О чем молчат девушки» Карена Оганесяна, то их можно отрецензировать двумя словами - «бородатый анекдот». В первом случае - режиссерский дебют сценаристов «Мальчишника в Вегасе» на материале «Проекта Х: дорвались»: много пива, доступные девочки на закуску и содержимое сортира на десерт.

Во втором - «О чем молчат девушки» с Юлией Пересильд, Олесей Судзиловской, Таисией Вилковой и Ольгой Смирновой вместо Леонида Бараца, Александра Демидова, Камиля Ларина и Ростислава Хаита: четыре красавицы уезжают в Испанию развеяться, выпивают по лишнему коктейлю и у них развязываются языки. Однако и здесь едва ли что-то удастся словить - сценарий ленты сочинен авторами «Билета на Вегас», да и рейтинг у нее чрезмерно вегетарианский - 12+.

Алексей ГУЛЯНИН