Гостей выставочного зала ДК и художественной «Галереи М», что расположились по соседству на втором этаже апатитской библиотеки-музея имени Гладиной, встречает нынче Робин-Бобин. Тот самый, скушавший сорок человек. Все эти сорок человек, а также корова, бык, башня и кузница с кузнецом старательно нарисованы на нем фломастерами. На выставке, посвященной юбилею художественного руководителя «Галереи М», питерского художника и дизайнера Игоря Клюшкина, подобные персонажи соседствуют с живописными работами, рекламные плакаты металлопрокатных предприятий - с проектами стульев сказочных героев... Да и как иначе, если экспозиция называется «Игра в дизайнЪ».

Итак, Игорь Клюшкин, в прошлом наш земляк, а ныне житель Северной столицы, член Союза дизайнеров и Союза художников России, доцент кафедры культурологии и искусства ЛГУ имени Пушкина, руководитель детской дизайн-студии «Яблоко+» представил плоды трудов своих. «Это даже не подведение итогов - просто фиксированный момент длящегося творческого процесса», - формулирует Игорь Владимирович. Выставил он, кстати, в основном не собственные работы, а работы студентов и ребятишек из дизайн-студии, совершенно справедливо полагая, что их творчество - во многом результат его труда как преподавателя.

Студии в будущем году исполнится двадцать лет. В вузе Игорь Клюшкин преподает примерно столько же (и ныне возглавляет секцию теории и педагогики дизайна санкт-петербургского союза дизайнеров). Двадцать два года назад при его участии создана «Галерея М», которую он возглавил несколько лет назад после ухода из жизни Игоря Чайковского.

Многое сделано. Поэтому и поздравляли маэстро особенно вдохновенно. Немаленький творческий цех апатитчан и кировчан весьма благодарен «Галерее М» и одному из ее организаторов, а в настоящее время худруку Игорю Клюшкину за постоянно действующую выставочную площадку. Здесь и они сами, и горожане знакомятся не только с местной культурной средой (собственно, во многом и формируя ее), но и подставляют лицо дуновению с невских берегов. «Наша основная задача - расширить в представлении горожан стилистический спектр художественного творчества, - говорит Игорь Клюшкин. - Потому помимо выставок местных мастеров устраиваем в «Галерее» и привозные выставки. Расширяем художественное пространство».

Сборный портрет юбиляра в виде панно из детских работ, «Архитектурная собака» - фотография арт-объекта, также выполненного ребятами (привезти ее в Апатиты оказалось трудно), нарисованные стулья для персонажей детских сказок - каждый стул с «характером»… «Детская» часть экспозиции довольно обширна. Представлены и работы студентов, которые практикуются или пишут дипломные проекты под руководством Игоря Клюшкина. Тут тебе и натюрморт с лампами, и реклама некой многопрофильной клиники, и интерьер джаз-кафе…

- Вы ставите знак равенства между дизайнером и художником? - интересуюсь у «виновника переполоха».

- Студентам я объясняю примерно так, - отвечает он. - Художник может взять мольберт, пойти в поле, написать этюд, затем создать картину - шедевр, который будет висеть в Русском музее. А дизайнер создает то, чего в природе нет. Он должен сам придумать. Художнику же порой достаточно просто хорошо писать с натуры, не будучи при этом творцом в высоком смысле слова.

- Те, кто просто копирует с натуры, не выставляются потом в Русском музее или Третьяковской галерее, - пытаюсь возразить я.

- Почему, есть и такие. Например, художник Лактионов - он по фотографии мог точно написать пейзаж.

- Дизайнер сегодня чувствует себя гораздо более востребованным, чем художник. Это правильно?

- Да, с советских времен, когда дизайн жил у нас под псевдонимами «художественное конструирование» и «техническая эстетика», иерархия изменилась. Сегодня дизайн дает больше материальных возможностей, живопись мало кому нужна в чистом виде, только коллекционерам. Заработать на жизнь ремеслом художника сегодня трудно. Это удается совсем немногим. В России, наверное, таких человек сто. Но люди все равно продолжают учиться на живописцев, на конкурсах в учебные заведения это никак не сказывается.

- А вы не оставили занятия живописью?

- Нет. Юрий Лотман говорил, что только занятия искусством дают полное ощущение свободы. Это всегда будет ценностью, люди готовы многим жертвовать ради этого чувства.

Что касается меня, то я заканчиваю серию работ, которую этой осенью представлю на суд мурманчан. В большом зале художественного музея 27 сентября откроется моя персональная выставка «Шапито-13». Жанр я определил бы как фантастический реализм.

- Название уже задает тон…

- Шапито, как вы знаете, это временное сооружение для цирка. И мы в этом мире только гости. Так что наш мир в каком-то смысле тоже шапито. Ну а 13 - это нынешний год. На выставке будет представлено около пятидесяти гротесковых живописных новелл, которые иносказательно отражают наш мир.

…Игорь Клюшкин уже в Санкт-Петербурге. Творит сам и учит этому других. А в Апатитах он глядит на посетителей «Галереи М» с одиннадцати маленьких портретов, выполненных его учениками - детишками из «Яблока»: у кого приветливый получился, у кого строгий, у кого загадочный. Наверное, все это вместе и есть портрет одного человека. Тоже фантастический реализм, как мне кажется.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.